БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ

БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ

Вы родились для того, чтобы любить и быть любимыми. Знаете ли вы об этом?

Ваша цель в жизни намного значи­тельнее, чем обычное зарабатывание денег, забота о семье или стремление к земным успехам. Вы были созданы Господом для личного общения с Ним, а также для того, чтобы поделиться Божьей любовью с окружающими. В нашем сложном мире, переполненном страданием и острыми соци­­аль­ными проблемами, сказанное выше может показаться чем-то несерьезным, однако в действительности нет ничего важнее этого.

Между неким законником и Иисусом Христом однажды состоялся важный разговор: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: воз­люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22:36-40)

Люди во времена земной жизни Иисуса Христа, в том числе раввины и законники, были обеспокоены преимущественно сво­ими доходами – так же, впрочем, как и мы сегодня. Что есть жизнь человеческая? Что в ней самое важное? Ответ Иисуса Христа на этот вопрос совершенно ясен: смысл существования всего человечества сводится к любви.

С момента вашего зачатия, и даже еще прежде этого, Господь вас возлюбил (Еф. 1:3-6). В утробе матери он образовал вас, сведя воедино каждую клеточку вашего орга­низма, и в итоге на свет явилось уни­каль­ное творение. Псалом 138:15-16 так описывает этот чудесный процесс:

«Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.»

Бог знает вас очень хорошо, намного лучше, чем вы сами знаете себя, и Он хочет, чтобы вы познали и полюбили Его взаимно.

Синтия Хилд в книге «Близость с Богом» пишет о благорасположении Господа к чело­в­­е­честву: «Бог, создавший всех людей, не попу­стил нам слепо блуждать по жизни. Он щедро даровал нам все необходимое для жизни и благочестия. Бог есть Творец каж­дого живущего на земле, и Он желает также быть нашим Пастырем, который защищает и заботится о Своих овцах. Господь сообщил нам о Своей любви и теперь ожидает, что мы скажем Ему в ответ».

Божья цель относительно вашей жизни заключается в том, чтобы вы познали Его как истинного и единственного во всей вселенной Господа. Познав Бога, вы затем естественным образом начинаете поклон­яться и служить Ему, прославлять Спаси­теля души вашей самыми возвышенными словами и самой вашей новой жизнью. Господь не обязан был создавать никого из людей, Он не «нуждается» в нас, подобно тому, как мы постоянно нуждаемся в пище материальной и духовной. Бог является самодостаточным и не испытывает ни в чем недостатка. Тем не менее, Он принял решение создать человека. Господь решил призвать вас из небытия к жизни, и Ему угодно, чтобы вы ответили на эту великую Божью любовь своей духовной привязан­ностью к Нему. Господь высоко ценит такие доверительные отношения с человеком.

 

Многоликая любовь

 

Когда вы размышляете о любви, десятки различных образов могут возникнуть в вашем воображении: мать, которая нежно держит ребенка на руках, влюбленная парочка на берегу моря, играющие дети, встреча старых друзей, добрая медсестра, ухаживающая за больным и т.д. Слово «любовь» включает в себя множество разли­чных оттенков и может меняться по смыслу в зависимости от контекста.

Именно поэтому так важно точно определить, что мы подразумеваем под сло­вом «любовь», когда говорим о благоволении к нам Бога. В греческом языке, на котором написан Новый Завет, есть несколько слов, которые переводятся как «любовь». Phileo означает братские отношения, трогательную привязанность между членами семьи или друзьями. Eros относится к романтическим или сексуальным связям. Для выражения Божьей любви в Новом Завете используется agape – слово, весьма сильно отличающееся от любых понятий, касающихся описания человеческих взаимоотношений.

Агапе есть совершенная, всепоглоща­ю­щая, неизмеримая и безусловная любовь Бога. Это совершенно бескорыстное, все­про­щающее и посвященное вашему духов­ному благополучию чувство. По своему желанию, самостоятельно вы не сможете испытать такую любовь, она может придти к вам только от Бога. Если вы попробуете представить себе даже самые щедрые и великодушные поступки, на которые спо­собны люди, то это даже в малой степени не сравнится с величием вечной и все­объемлющей Божьей любви к человеку.

Пять раз в Ветхом Завете Господь именуется Богом ревнителем. Когда израиль­тяне впадали в идолопоклонство, Моисей напоминал им о второй заповеди из Десятисловия.

«Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель.» (Второзаконие 4:23-24).       

Это не означает, что Бог мелочен или эгоистичен, или что Он желает удержать нас возле Себя, подобно тому, как это делают ревнивые люди. Ревность Господа означает Его желание предостеречь нас от поклонения вещам тварным, ибо только Он любит совершенной любовью и именно Он сотворил каждого из нас, и это было сделано для того, чтобы человек был в довери­тель­ном общении со своим Создателем. Никто и ничто не смогут больше удовлетворить человеческое сердце, ибо такими нас создал Бог. Все другие жизненные приоритеты есть покушение на владычество Господа и обеднение нашей собственной жизни.

Божья любовь никогда не заканчивается. Это не что-то переменчивое или постепенно убывающее, неустойчивое. В Книге пророка Иеремии 31:3 читаем:

«Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Наша привязанность к человеку может меняться со дня на день, в зависимости от перепадов настроения или состояния здоро­вья и многих других факторов. Однако Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). И потому Его любовь неиз­менна.

Бог произносит слово «любовь» как самопожертвование

 

Вам, наверное, доводилось слышать о людях, которые рисковали жизнью ради спасения другого человека, например, во время пожара или при какой-то аварии. В решающий момент такие люди прене­брегали собственной безопасностью и самой жизнью ради того, чтобы дать кому-то шанс на спасение. Подобные жизненные истории всегда интересны слушателелям. «Вот это любовь!» – восхищаемся мы.

Иисус Христос говорит в Евангелии:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.»

(Ин. 15:13).

Это именно та любовь, которую проявил Спаситель, когда пришел в этот мир, чтобы умереть за грехи людей. Ради нас Он оставил славу небес, умалился и облекся в человеческую плоть – истинный Бог и истинный Человек (Ин. 1:1).

Послание к Филиппийцам 2:6-8 сообщает о непостижимом подвиге самопожертво­вания Иисуса Христа:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.»    

Почему Спаситель согласился на это? Он совершил Свой подвиг для того, чтобы  осво­бодить нас от власти греха, ставшего препятствием между человеком и Божьей любовью. Бог называет грехом все неугод­ное Ему в нашей жизни, противоречащее Его закону. И каждый человек рождается уже с грехом в своем сердце (Рим. 3:23).

Грех – серьезный барьер, ставший на пути у Божьей любви, и только Некто безгрешный был способен удалить это препятствие. Речь, конечно, идет об Иисусе Христе, безгрешном Сыне Божьем. Он буквально занял наше место на позорном кресте, взяв на Себя то наказание, которое предназначалось нам. Если вы признаете тот факт, что Христос совершил Свой подвиг для вас лично и примете Его в свое сердце как Спасителя, Он покроет все ваши грехи и преступления (Ин. 3:16; 13:1; Рим. 8:1; 1 Ин. 4:9-10). Господь окружит вас Своей любовью и пребудет с вами вовеки.

Обретение полного и несомненного чувства защищенности в Божьей любви имеет большое значение для установления сво­бодных и прочных отношений с Госпо­дом. Если вы обеспокоены тем, что можете лишиться этих отношений или не уверены в том, что они у вас действительно сущест­вуют, вам не удастся успокоиться в Господе, как Он этого желает, и всю свою жизнь подчинить Его владычеству. Тревога о том, любит ли нас Христос, является осно­вной причиной духовных неурядиц в жизни многих верующих людей, и это печально.

Пенелопа Стокс в книге «Наступление на благодать» делает следующее напоминание: «Никто из нас не заслуживает Божьей благодати. Сами по себе все мы лишь ужасные грешники, противящиеся планам Господа относительно нашей жизни. Все, на что мы способны, это спотыкаться и падать, и вся наша жизнь в лучшем случае является непрекращающейся цепью греха и покаяния, исповедей и отпущений грехов… Чем лучше мы осознаем собственные недостатки, тем глубже понимаем свое недостоинство. И именно такое духовное состояние приводит нас к необходимости обретения благодати. И это уже зависит не от наших заслуг, но от милости Бога. В Книге пророка Исаия 30:18 говорится: «потому Господь медлит, чтобы помиловать вас.» Однако мы все еще ходим, повесив головы, и не можем заставить себя посмотреть в лицо Любящего нас».

Жертва Иисуса Христа является частью Божьей любви (агапе). Вы не можете отпасть от Божьего благоволения или утра­тить Его любовь в результате того, что вы говорите, делаете или о чем помышляете. Ефесянам 2:8-9 дает вам такую уверен­ность:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.»

Вы не можете сделать ничего для того, чтобы заработать Его любовь. Бог любит вас по Своему свободному произволению, и Он никогда не изменит Своего решения, что бы ни случилось (Рим. 5:8).

Скажите о своей взаимной любви к Богу

 

Когда вы чувствуете Божью любовь к себе, окружающую вас со всех сторон, напол­няющую все ваше существо с нежной деликатностью и невыразимой заботой, вашей естественной реакцией на это стано­вится выразить свою взаимную любовь к Господу. Благодарность, восхищение, бли­зость, уважение, привязанность, святой трепет, нежность – все эти чувства, и мно­гие другие, наполняют ваше сердце, побу­ждая вас возрадоваться в Господе и быть в общении с Ним.

Поклонение Богу является одним из способов прославления Его. Вслух или про себя вы можете петь, молиться, читать Свя­щенное Писание, а также общаться с дру­гими верующими людьми. Однако как бы ни было важно наше поклонение Господу, Он призывает нас к выражению своей любви еще более совершенным образом. Бог призывает Своих детей жить в послушании.

Иисус Христос показал прямую связь между любовью и послушанием в Евангелии от Иоанна 14:23-24, когда говорил Своим ученикам о том, что произойдет после Его вознесения к Отцу небесному:

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелю­бящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.»     

Как вы относитесь к Слову Божьему, насколько внимательны к его повелениям и заповедям, позволяет узнать многое о вашей любви к Богу. Иисус Христос не говорит, что если вы не повинуетесь, то перестаете принадлежать Ему. Однажды став вашим Спасителем, Он остается Им навсегда, независимо от вашего поведения. Послушание не является ключевой оценкой поступков человека, но свидетельствует о наших приоритетах.

Представьте диалог отца со своей юной дочерью. Отец говорит ей, чтобы она привела в порядок свою комнату, однако девочка полагает, что у нее есть более важные дела, и потому игнорирует отцов­ские слова. Поступая таким образом, дочь демонстрирует отсутствие уважения к отцу и даже явный эгоизм, поскольку свои суждения в данном случае она ставит выше воли отца. Девочка по-прежнему принад­лежит своему отцу, и он, несомненно, глу­боко любит ее, но в их отношениях сущест­вуют определенные проблемы. Для того чтобы восстановить в семье гармонию и укре­пить взаимную любовь, дочери следует найти способ угодить отцу, а именно – испол­нить то, что велел ей сделать отец.

По мере того, как Иисус Христос ведет вас к духовной зрелости и прививает вам Свои принципы в жизни, вы испытываете растущее желание поступать так, как это угодно Господу. Вы когда-нибудь задумы­вались над тем, какие эмоции испытывает Бог? Ведь Его чувства не поражены грехом, не имеют слабостей и недостатков, подоб­ных человеческим, – Он Сам является создателем эмоций! Когда вы игнорируете то, к чему Господь вас побуждает, такое ваше решение затрагивает Его лично. В Послании к Ефесянам 4:30 говорится: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Кото­рым вы запечатлены в день искупления.»    

Поймите, что Божьи заповеди есть благо. Указанный Господом путь всегда в ваших интересах (Мф. 7:7-11). Многие из Его пове­лений, в особенности Десять заповедей, даны для вашей же безопасности (Исх. 20). Псалмопевец в Ветхом Завете хорошо осознавал тесную связь между истинной радостью и послушанием Божьим запо­ведям. Его песнь хвалы в Псалме 118 напол­нена глубоким почтением к Божьей пре­мудрости в установлении моральных прин­ци­пов, которые защищают нас от разруши­тельных последствий греха.

Псалмопевец восклицает:

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откро­вения Его, всем сердцем ищущие Его.»      

«Я славил бы Тебя в правоте сердца, поу­чаясь судам правды Твоей.»      

«Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. Я избрал путь истины, поста­вил пред собою суды Твои. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.» (Пс. 118:1-2, 7, 29-32).

Послушание – это не механическое, без­дум­ное исполнение какой-то неприятной работы, но ключ к истинной, христианской свободе, которая не знает границ.

Распространяйте Божью любовь!

 

Мир жаждет любви. Едва ли нужно доказывать тот факт, что причиной многих социальных бед является отсутствие искрен­ней любви. У тех, кто не вкусил Отцов­ского благоволения, всегда будет оста­ваться пустота в сердце, вне зависимости от того, осознают они свое сиротство или нет. Одни люди стремятся заполнить эту сер­дечную пустоту всевозможными сомни­тельными развлечениями или наркоманией, другие просто живут сегодняшним днем.

Когда вы начинаете делиться свиде­тельством о Божьей любви с окружающими людьми, обычно всегда находятся желаю­щие услышать об этом. Вот почему вам сле­дует отнестись к данному служению со всей ответственностью. 2 Послание к Корин­фя­нам 1:3-4 гласит:

 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог вся­кого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утеше­нием, которым Бог утешает нас самих!»    

Христос, ставший вашим Спасителем и Другом, восполняющий любую нужду и преображающий вашу жизнь вечной забо­той, отдает в ваше распоряжение Свои нео­гра­ниченные возможности. В стесненных обстоятельствах, в условиях стресса, в пери­оды неопределенности вы можете поло­житься на Господа, ибо у Него есть ответы на все вопросы и могущество, которое ведет к победе. Также у вас теперь есть воз­можность поделиться этой великой любовью с другими людьми. Вы посланник от Господа, который может изменить жизнь окружающих. Вы соль земли и свет мира (2 Кор. 5:20; Мф. 5:13-16).

Конечно, легко размышлять неопреде­ленно, в самых общих чертах о «помощи ближнему» и «даянии любви». Но что эти слова означают на практике? К кому конкретно мы должны проявить свою любовь? В Евангелии от Луки 10:30-36, в ответ на замысловатый вопрос некоего законника, желавшего поставить Иисуса Христа в затруднительное положение, Спас­и­тель поведал слушателям очень важную притчу.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем… Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

Вы знаете правильный ответ – это мило­сердный самарянин, второсортный человек в глазах евреев. Тем не менее этот самар­янин, преодолевая все общественные пред­рас­судки своего времени, оказывает помощь несчастному человеку, принадле­жавшему к враждебному для самарян наро­ду.

Это именно то, чего желает от вас Иисус Христос и сегодня, чтобы вы, несмотря на препятствия на своем пути, проявляли заботу о нуждающихся в помощи людях. Это не означает, что вам теперь только этим и следует заниматься, но все-таки вы должны быть готовы помочь тем, кто оказался в беде. Израненные грехом люди не всегда имеют на своем теле видимые шрамы. Существуют глубокие нравст­венные раны, которые люди могут долгое время успешно скрывать или даже выда­вать их за особенности своего характера. Порою вызывающее поведение, которое вы можете расценить даже как оскорбление в свой адрес или невоспитанность, в дейст­вительности является криком о помощи.

Но даже если вы страдаете от умышленно плохого к вам отношения, подобно тому как определенную дискриминацию в своей повсе­дневной жизни, по-видимому, испы­тывал и милосердный самарянин из притчи Христа, на вас по-прежнему возложена Богом обязанность совершать духовное слу­жение. Спаситель пояснил это так:

«Вы слышали, что сказано: люби ближ­него твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благосло­вляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижаю­щих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного… Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:43-47).

Гораздо легче хорошо относиться к тем, с кем вы имеете приятельские отношения. Если же вы когда-нибудь делали добро тем, кто отвечал вам только холодным взглядом, высокомерной насмешкой или какой-нибудь неблагодарностью, то знаете, как это препятствует дальнейшему общению с такими людьми. Едва ли вам захочется помогать им вновь, однако именно к такому трудному действию Иисус Христос призы­вает вас. Забота о ближнем должна напол­нять ваше сердце, несмотря на отношение к вам самого этого ближнего (Фил. 2:3-5).

Посмотритесь в зеркало

 

Прежде чем вы научитесь успешно передавать другим людям Божью любовь, вам следует лучше узнать, как правильно по Писанию любить себя самого. То, как вы относитесь к окружающим, в немалой степени зависит от того, как вы любите себя. Нет, я не имею в виду психоло­гические установки «чувствуй себя хорошо» из популярных книг. Обратимся к Еван­гелию от Матфея 22:39:

«Вторая же [заповедь] подобная ей: воз­люби ближнего твоего, как самого себя».    

Иисус Христос учит относиться к другим людям с таким же уважением и заботой, какие вы обычно проявляете к самим себе. Если у вас заниженная самооценка, чрез­мерно умаляющая ваши способности и возможности пред Господом, то вы едва ли кому-то протянете руку помощи. Вы сами тогда являетесь человеком, требующим духовной поддержки, и любое ваше общение с другими людьми в дейст­ви­тельности может стать попыткой воспол­нить собственные нужды, а не помочь ближ­нему. Вы рискуете, таким образом, стать потребителем любви других людей, хотя, возможно, сами не догадываясь об этом.

Лучшее лекарство от заниженной само­оценки (это тема, которую мы не можем рассматривать здесь подробно) заключается в том, чтобы направить свои мысли на осознание той великой истины, что вы являетесь собственностью Господа Иисуса Христа. Найдите стихи в Библии, под­тверждающие вашу ценность в глазах Бога, и запомните их – Пс. 138; Мф. 10:29-31 и 1 Цар. 16:7 могут стать для вас хорошим началом. Чувство стыда, собственной непол­но­ценности или бесполезности не могут быть выше слов Священного Писания о важ­ности человека в глазах Бога, и поэтому с течением времени ваше мышление непре­менно изменится.

Любовь к другим людям – непростая задача, и никто не знает этого лучше, чем Иисус Христос. Поэтому Он и преду­пре­ждает Своих учеников быть готовыми к поношениям и страданию на христианском пути (Ин. 15:20-21). Спаситель испытал на Себе незаслуженных обид более любого страдальца на земле. И потому Христос будет с вами во все времена, чтобы укре­пить ваш дух Своей небесной силой и стой­костью (Мф. 28:20). Вы не можете полюбить своего ближнего самостоятельно, простым усилием воли. Даже просто пытаться это сделать самому грозит человеку немалым духовным и эмоциональным истощением.

Позвольте Господу сделать вас сосудом Своей любви, чтобы затем изливать ее на окружающих. И тогда, будучи в надежных, Божьих руках, вы избавитесь от тех бесчисленных стрессов и напряжения, кото­рыми вы сами однажды обременили себя.

История блудного сына

 

Притча Иисуса Христа о блудном сыне, вер­­нув­шемся домой к ожидавшему его отцу, дает прекрасное изображение того, как Божья любовь может преобразить и вашу жизнь. Младший сын выразил неува­жение по отношению к отцу, попросил зара­нее отдать ему часть наследства и затем отправился странствовать, живя так, как ему заблагорассудилось. Однако через какое­­-то время деньги кончились, и все так называемые друзья тут же исчезли, и блудный сын остался один и испытал крайнюю нужду.

Этот некогда богатый еврейский мальчик теперь питался вместе со свиньями, голодал и мечтал о том, чтобы отец принял его обратно, хотя бы в качестве слуги. Но далее Писание говорит о том, что произошло, когда сын решил все-таки вернуться домой:

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и зако­лите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк. 15:20-24)

Это трогательная сцена прекрасно иллю­стрирует три ключевых качества вечной Божьей любви, указывающие нам также на безусловное принятие человека Господом.

1) Любовь – это не обычное преходящее чувство, но обязательство. Если бы отец из притчи Христа дал волю своим чувствам, что столь обычно для людей, то его реакцией на возвращение сына, вероятно, стала бы душевная боль или гнев. Перемены настроения оказывают большое влияние на человека, однако любовь отца не была основана лишь на эмоциях. Его родительские обязанности определили последующие действия и при­няли в итоге самую трогательную форму.

2) Любовь есть подтверждение осо­бого статуса чьей-то собствен­ности, важности и ценности.

Блудный сын, наверное, был потрясен, когда оказался в крепких объятиях своего отца, который не побрезговал прикоснуться к его грязному телу. Работа свинопаса едва ли добавила сыну привлекательности, однако это не остановило любящего отца. Он хотел показать сыну, что тот ему дорог, является бесценным и незаменимым. Настоящая любовь предполагает такие слова: «Ты всегда желанен здесь!»

3) Любовь побуждает к заботе о ближ­нем даже тогда, когда ваши добрые дела отвергаются или игнорируются.

Отец из притчи Христа любил своего сына одинаково сильно – и когда тот уходил из дома, и когда вернулся. С духовной точки зрения, отец не считал потерянными те годы, когда они с сыном жили в разлуке. Даже если бы сын не вернулся, отцовская любовь к нему ничуть бы не уменьшилась.

Здесь мы вновь видим, как постоянство является характерной чертой Божьей любви (агапе). В самом деле, в этой притче за образом отца стоит Сам Небесный Отец, к Которому мы можем обращаться как к своему Родителю (Рим. 8:15; Гал. 4:6). И такая любовь нам самим по себе недо­ступна. Потому что любое человеческое тер­пение и долготерпение однажды заканчи­ваются, особенно когда с нами обходятся сурово. Вот почему человеку следует пола­гаться на Святого Духа, распространяющего Божью любовь через нас. Святой Дух делает нас способными подняться над собст­вен­ными эгоистическими желаниями и послу­жить другим людям исключительно для их блага.

Сила любви

 

Ни одна другая сила на земле не сравнится с могуществом подлинной любви. Она сокрушает каменные сердца и убе­ждает даже самых твердолобых людей. Причем, все это происходит необъяснимым образом – на задний план отступают и логика, и красивые слова, и буква закона. Любовь способна достичь цели даже тогда, когда все другие средства уже потерпели неудачу. Все человеческие усилия без любви, в сущности, не имеют смысла.

В 1 Послании к Коринфянам 13:1-2 читаем слова апостола Павла:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.»

После такого вступления можно было бы пред­по­ложить, что Павел помышлял о любви только в самом общем и возвы­шен­ном смысле слова, однако следующие несколько стихов представляют данную тему в довольно практическом свете, указы­вая на источник истинной любви ко всем людям – Господа Иисуса Христа. Обратите внимание на то, что апостол не пытается дать определение великой силе любви в специальных терминах, а просто говорит о том, что она собою представляет и как действует.

Следующий перечень отличительных качеств агапе взят из стихов 4-8 этого чудесного Гимна любви (1 Послание к Корин­фянам, глава 13).

 

  • Любовь долготерпит

Это означает, например, терпеливо дожи­даться своей очереди, а не искать путей оказаться впереди всех; не срывать свою досаду на несчастном кассире из-за того, что вам пришлось долго ждать; найти время, чтобы побеседовать наедине и помочь нуждающемуся. Терпение подра­зу­мевает следующее отношение к ближ­нему: «Я буду двигаться с вашей ско­ростью и подстраиваться под ваш рабо­чий график».

 

  • Любовь не бесчинствует

Соблюдение правил общественного при­личия совершенно необходимо верую­щему человеку. Быть может, вы не так часто сегодня слышите об этикете, тем не менее, вежливость – это верный способ приобретения уважения в обществе и неотъемлемая часть любви в ее практи­ческом проявлении. Придержать откры­тую дверь, помочь кому-то донести сумку, передать блюдо за столом, не перебивать собеседника, быть всегда уравнове­шен­ным и опрятным, проявлять благоразумие в своем поведении в общественных местах – данный список можно долго продолжать. Соблюдение правил общест­вен­ного приличия в своей сути подразу­ме­вает следующее: «Я забочусь о вашем спокойствии и не хочу вас обидеть».

 

  • Любовь не превозносится и не гор­дится. Вы когда-нибудь ловили себя на том, что сами «трубите в свою честь»? Так бывает, когда мы слишком долго фоку­сируем внимание на себе и занимаемся самолюбованием. Однако Господь желает видеть в нашей жизни совсем другое, как читаем о том в Послании к Филиппийцам 2:3:

«По смиренномудрию почитайте один дру­гого высшим себя.»  Едва ли эти слова означают пожелание христианам быть слабохарактерными людьми, однако нам все же следует всячески помогать окружающим людям и поддерживать их добрую репутацию, даже если при этом мы сами будем уходить в тень.

 

В чем смысл жизни? Иисус Христос отвечает на этот вопрос так: принять в свое сердце Божью любовь и затем, трудясь вместе с Господом, передать ее другим людям. Слова из Послания к Галатам 5:6 хорошо выражают эту истину:

 

«Во Христе Иисусе… вера, действующая любовью.»