Божий призыв к истинному покаянию

Божий призыв к истинному покаянию

Предположим, ваш друг говорит, что он христианин. Вы просите его: расскажи мне об этом. На что он вам отвечает: знаешь, просто однажды я это почувствовал. Я принял решение жить христианской жизнью, стал членом церкви, и вот, я – христианин. Но вы наблюдаете за этим человеком – без осуждения, разумеется – и видите, что в его жизни абсолютно ничего не меняется. Он продолжает отпускать непристойные шутки, вести себя так же, как и раньше. И вы спрашиваете себя: в чем же дело? В то же время верующий человек, который на 100% уверен в своем спасении по-прежнему борется со грехом. И если вы спросите у него: как так получ­илось, он ответит: я признаюсь в том, что согрешил. Я искренне прошу у Бога про­щения, но потом опять делаю то же самое, что и раньше. И снова я прихожу к Богу, признаюсь в содеянном  и прошу прощения, а потом все повторяется. И каждый раз я искренно прошу прощения, но не могу понять, почему все происходит снова и снова. Ведь в Библии говорится: если испо­ведуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очи­стит нас от всякой неправды. Тогда почему же я не могу победить грех раз и навсегда? Хороший вопрос!

Что же не так, когда человек заявляет: я – христианин, я провозглашаю Христа своим Спасителем, но в его жизни ничего не изменяется?  А что не так в жизни христиа­нина, который продолжает просить про­щения за одни и те же грехи? При этом он будет говорить, что абсолютно искренен. Я не сомневаюсь в его искренности, но что-то здесь не так.

Разве Библия не говорит нам: итак, кто во Христе, тот новая тварь. Древнее прошло, теперь все новое. Как же понять слова Писа­­ния о том, что мы были созданы Богом во Христе Иисусе на добрые дела, что Бог желает действовать через нас?

А стих, который говорит о рождении свыше? Ведь если человек рождается свыше, что-то должно произойти с его жизнью! Она должна измениться, но не меняется. Так в чем же все-таки дело? Вам это тоже может быть знакомо: искреннее раскаяние и все те же проблемы. Где же найти ответ?

Давайте откроем Евангелие от Луки, 24-ю главу. Я хочу поговорить с вами вот о чем – о Божьем призыве к истинному покаянию. Если вы сейчас спрашиваете себя: что значит «истинное покаяние» –  будьте вни­ма­тельны, потому что именно об этом я буду говорить. Хочу предоставить вам как можно больше отрывков из Писания, чтобы вы поняли, что говорит Бог об истинном покаянии. Итак, в 24-й главе Евангелия от Луки  описываются последние дни Христа перед распятием. Иисус говорит своим ученикам самое важное. Послушайте, что Он говорит:

 

«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им:

Так написано, и так надлежало постра­дать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима;

Вы же свидетели сему;

И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».

 

Хочу  обратить ваше внимание на следую­щее. Иисус сказал: и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

Но прежде, чем я объясню вам, что именно означает покаяние, давайте подумаем о его важности. Ведь кто-нибудь может спросить: как это понимать и насколько это важно в моей жизни? Во-первых, судить о важности того или иного мы можем по словам Христа. А если об этом говорил Иисус и все апо­столы постоянно повторяли это, значит, Бог хотел, чтобы мы, как следует, поняли это. Итак,  когда Иисус только начинал Свое слу­жение, Матфей записывает в своем Еван­гелии  такие слова об Иоанне Крестителе:

 

«В те дни приходит Иоанн Креститель и про­­поведует  в пустыне иудейской и гово­рит: покайтесь, ибо приблизилось Царст­вие Небесное».

 

И когда Иисус начинает Свое служение, Он говорит те же слова. Мы будем читать Еван­гелие от Матфея, 4 главу, 17 стих.

 

«С того времени Иисус начал пропове­ды­вать и говорить: покайтесь, ибо прибли­зи­лось Царство Небесное».

 

Итак, Иисус начинает Свое служение, про­­по­ведуя и рассказывая людям о пока­янии.  Обратите внимание, что в Писании есть еще много отрывков, где Иисус говорит о покаянии. И везде Он делает акцент на то, что в жизни человека обязательно должны произойти изменения. В Евангелии от Луки в 5-й главе, 32-м стихе Он говорит такие слова:

 

«Я пришел призвать не праведников, а греш­ников  к покаянию».

 

Я хочу, чтобы вы обратили внимание вот на что: призыв к покаянию, это, по сути, при­зыв к спасению. Это, по крайней мере, один из аспектов покаяния. Именно об этом и говорит Иисус. И самой яркой тому иллю­страцией является жизнь блудного сына, о котором мы обязательно будем говорить чуть позже.

Вот что, к примеру, говорил о покаянии апостол Павел. В Послании к Римлянам во 2-й главе он говорил иудеям:

 

«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разу­мея, что благость Божия ведет тебя к пока­янию?»

 

Другими словами, причина, по которой Бог проявляет Себя в милости и благости к людям неправедным заключается в следу­ющем: Бог старается привлечь их внимание и привести к чему? К покаянию, или, дру­гими словами, к спасению. Когда Христос говорит: Я пришел, чтобы призвать не праведников, а грешников к покаянию, как вы думаете, к чему Он их призывает? Он призывает их к спасению. Как же Бог может быть благ к таким людям, спросите вы. Только посмотрите, как они живут! Возможно ли, чтобы Бог делал в точности то, о чем Он здесь говорит? Действительно ли Он старается привести грешников к покаянию? В книге Деяний, в 17-й главе говорится,  что Павел проповедовал и воз­мущал сердца людей, которые жили непра­ведной жизнью. Они и понятия не имели о том, о чем говорил Павел. Вот послушайте, что он говорит:

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».

 

А в послании к Ефесянам и Колоссянам Павел использует для описания покаяния  другую фразу и говорит, что верующие должны «отложить прежний образ жизни ветхого человека». Другими словами, в жизни человека обязательно должны прои­зойти перемены. Затем, к примеру, вспом­ните 2-е послание Петра, 3-ю главу. Этот отрывок знаком многим людям. Обратите внимание, что Петр говорит о последних днях в 9-м стихе.

 

«Не медлит Господь исполнением обето­вания, как некоторые почитают то мед­лением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

 

Так что же такое «покаяние», и какое оно имеет отношение к верующим и неверу­ющим? Это очень и очень важный отрывок, так же, как и все предыдущие, чтобы мы могли поразмышлять о христианской жизни и о людях, которые не являются христиа­нами. Иисус говорит: я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию и говорит:

 

«И проповедану быть во Имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима».

 

Вопрос вот в чем: что все это значит? И что­бы ответить на него, я бы хотел показать раз­личие между истинным и неистинным покаянием.

В Новом Завете слово «покаяние» в переводе с греческого имеет два значения. Одно из них это «искреннее сожаление», т.е. искрен­нее сожаление всегда является частью пока­яния. Второе смысловое значение покаяния это «перемена», «изменение». Поэтому, когда вы искренне каетесь, вы искренне сожа­леете о грехе, совершенном против Бога и у вас вот-вот должны произойти перемены.  Итак, если покаяние истинное, то вы испы­тываете чувство горечи, сожаления и угры­зения совести из-за греха, совершенного против Бога. Вы понимаете, что любой грех, это грех против Господа, каким бы он ни был. И когда мы грешим друг против друга, мы грешим против Бога. Если я согрешил против брата, я согрешил против Бога, потому что нарушил Закон Божий. Я дол­жен прощать своего брата и понимать его. Люди могут сделать мне что-то такое, из-за чего я никогда не смогу им больше дове­рять, но, все же, я могу простить их и я должен им прощать, потому что это – Закон Бога. Это Слово Божье и это обязательно послужит нам во благо. А Бог знает: есть ли у вас дух непрощения или нет. Это важно, как для человека, у которого он есть, так и для тех, у кого этого духа пока нет. Так что же такое истинное покаяние? Это глубокое сожаление из-за содеянного греха. Это стрем­ление впредь не грешить и жить в послу­шании Христу. Недостаточно просто горевать о грехе, сожалеть и печалиться о том, что вы уже совершили. Главное это стремиться избегать греха, полностью оста­вить грех.

А теперь будьте внимательны, потому что я буду говорить о проблеме, с которой сталки­ваются многие люди. Они не осознают, что она у них есть, ведь часто можно услышать такие слова: знаете, я не хожу в церковь. Я согрешил против Бога, но я сожалею об этом. Я попросил Его простить меня, ведь мне стыдно. Но вы должны кое-что понять. Очень часто мы сожалеем о грехе лишь потому, что нас ловят, так сказать, с полич­ным. А еще, мы сожалеем о грехе, потому что мы очень несчастны, находясь в состо­янии греха.

Вы должны понять: у вас могут быть слезы на глазах, вы можете плакать, стыдиться, сму­щаться, боясь огласки. Но это не истин­ное покаяние. Потому что пока­яние это искренняя печаль о совершенном против Бога грехе и намерение оставить этот грех, уйти от него. Вот одно из заблу­ждений. Из-за огорчений и стыда от соде­янного, человек приходит к Богу и говорит: Господи, я не должен был этого делать, я искренне сожалею, я себя ужасно чувствую из-за совершенного греха. Пожалуйста, прости меня! Как вы думаете, это пока­яние? Не совсем. Да, вы сожалеете, но о чем вы сожалеете? Сожалеете ли вы о том, что согрешили против Святого Бога или, что о вашем грехе узнали и теперь ваша репу­тация запачкана.

Мы живем в такое время, когда Бога ни во что не ставят. Его не ува­жают, не говоря уже о признании Его святости. Но Бог свят. А Святой Бог не терпит греха, Святой Бог не попустит грех. Кто-нибудь скажет: но мой Бог другой. Если ваш Бог не Бог Библии, тогда вы верите в идола. Боюсь, что вы верите в Бога, кото­рый существует лишь в вашем сознании. Человек может грешить и поклоняться чему угодно. Объектом поклонения может быть какая-то вещь или даже люди. Это может быть все, что угодно, но существует только один Бог. Его имя Иегова. А Его сын – Иисус Христос. Это единственный истин­ный Бог. Таким образом, что Бог называет грешным, то и есть грешное.

Почему Он не хочет, чтобы в нашей жизни был грех? Потому что Бог любит нас. Потому что Он любит каждого из нас безусловно. Но Его безусловная любовь не означает, что Бог не замечает сознательного, умышленного греха против Него. И вот есть люди, кото­рые огорчаются из-за своих грехов. Они при­ходят к Богу, плачут, рыдают. Но это не всегда значит, что они раскаиваются. Пока­яние это не просто благочестивая печаль. Искренне е покаяние всегда  ведет к изме­не­ниям в жизни. Например, употребляемое в еврейской Библии слово «покаяться» озна­чает «измениться», вот что  значит это слово.

Возьмем, например, отрывок, который вам хорошо известен. Это 2-я книга Пара­липо­менон, 7-я глава, 14-й стих. Бог гово­рит народу Израиля:

 

«Если смирится народ Мой, который име­нуется именем Моим, и будет молиться… и обратятся от худых путей своих…

то Я исцелю землю их».

 

Слышите? Они не только смирятся и будут молиться, но и обратятся от худых путей своих. Мы живем в такое время, когда и в обществе, и в церкви ко всему относятся с терпимостью. К нам часто обращаются с при­зывом быть терпимыми, толерантными. Но ко греху нельзя относиться снисхо­ди­тельно. Значит ли это, что мы теперь дол­жны жить совершенной жизнью, безо вся­кого греха, абсолютно не ошибаясь? Нет! Я просто говорю, что Бог ненавидит грех. Он ненави­дит всякий грех по одной простой причине: потому что Бог любит нас. Он любит нас слишком сильно, чтобы позволить нам жить во грехе. Бог любит нас настолько сильно, что осуждает грех, потому что знает, что грех делает с жизнью Его детей. Он видит, что грех делает с жизнью неве­рующего человека. Он видит и то, что грех делает с жизнью верующих, поэтому Бог ненавидит грех. И Бог не хочет, чтобы грех присутствовал в нашей жизни. Поэтому Он говорит, что в нашей жизни должны обяза­тельно произойти перемены. Если подумать над этим, то в Ветхом Завете есть много отрывков, к которым мы можем обратиться. Но послушайте, что говорится в книге про­рока Исайи, в 55 главе, 6-м и 7-м стихах.

 

«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.

Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обра­тится к Господу.»

 

Слышите? Не может быть покаяния во грехе без искреннего сожаления о том, что мы согрешили против Бога и нарушили Его закон. И не может быть истинного пока­яния, если мы не развернемся и не пойдем в прямо противоположном от греха напра­вле­нии.

Одна из причин, почему среди многих при­хожан, называющих себя верующими и посе­щающих церковь каждое воскресенье, так много не спасенных, заключается в том, что они всего лишь расстраиваются  из-за греха. Они сожалеют и печалятся о нем, и говорят: Бог простил меня за мое рас­строй­ство, за мое покаяние и теперь мне станет лучше. Я  перестану делать это,  я перестану делать то.

Но послушайте, говорить: я больше так не буду, не означает истинного покаяния, если это не искреннее желание перед Богом оставить грех полностью. Человеку необходимо признать, что он согре­шил против Бога и принять Иисуса Христа своим Спасителем. Вы можете изме­ниться лишь под действием силы Духа Святого. Другими словами, нельзя просто сказать себе: я собираюсь привести свою жизнь в порядок. Вы не сможете привести свою жизнь в порядок самостоятельно, без милости и благодати Божьей. У вас просто нет на это сил. Если бы вы могли это сде­лать сами, Христу не пришлось бы идти на крест. Бог совершил бы большую ошибку, послав Христа умирать на кресте, если бы человек был способен сам что-то исправить.

 

Следовательно, истинное покаяние это искреннее сожаление о том, что я согрешил против Всемогущего Бога и что? Неужели я буду продолжать жить той же жизнью, кото­рою жил раньше? Нет! Истинное покаяние влечет за собой перемены. Иисус говорит чтобы покаянию мы научили все народы. А для этого должна быть веская причина. Он говорит: научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И добавляет: и вот, Я с вами во все дни,  до скончания века. Один из самых лучших примеров истинного покаяния описывается в отрывке, который вы все хорошо знаете. Откройте Евангелие от Луки 15-ю главу и послушайте, о чем здесь говорится. В мире много людей, которые что-то слышали о сюжете из этого отрывка, но они не пони­мают значения многих слов.

Итак, послушайте притчу Иисуса, которая записана в 15-й главе Евангелия от Луки. Мы будем читать с 11-го стиха.

 

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

И сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней.»

 

А теперь подумайте вот о чем. Иисус изо­бражает все в очень интересной манере. Этот молодой юноша, еврейский юноша пал настолько низко, что ему приходится пасти свиней, возиться с нечистыми животными. Другими словами, это самое низкое занятие, которым он мог бы заниматься – пасти и кормить свиней. Ему, как мы читаем, даже приходится расталкивать свиней, чтобы поесть. А ведь так все хорошо начиналось! Но этот юноша все растратил.  А в стране начался сильный голод. Он начал беднеть, нанялся к человеку, который послал его кор­мить свиней. И мы читаем:

 

«И он рад был наполнить чрево свое рож­ками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.»

 

Итак, где находился этот парень? На самой последней ступени социальной лестницы. Это значит, что он жил во грехе, он потерял все. И тут Бог обратил на него Свое вни­мание.

А сейчас я хочу, чтобы вы увидели картину истинного покаяния. Итак, 17-й стих.

 

«Пришед же в себя, сказал: сколько нае­мников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!

Встану, пойду к отцу моему и скажу  ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою,

И уже недостоин называться сыном твоим; прими мен в число наемников твоих.»

 

Вот он, больной и уставший от всех своих проблем и тягот. Юноша все потерял. Он все расточил, он на самом дне, он смятен и разочарован. Он в унынии и сожалеет каким способом растратил всю свою жизнь. Но задайте себе вопрос: что изменил этот юноша? Послушайте 18-й стих:

 

Встану – сказал он – пойду к отцу моему …

 

Если бы этот юноша остался у свиного корыта, как мы бы сейчас сказали, живя на самом дне, потеряв все, полностью обеднев, у него ничего бы не изменилось. Но послушайте, что он говорит:

«Встану, пойду к отцу моему и скажу  ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою,

И уже недостоин называться сыном твоим; прими мен в число наемников твоих».

 

Итак, он все еще находится в загоне, но что он делает? Он понял, где очутился. Понял, насколько он беспомощен и принял реше­ние: вот что я сделаю! Итак, где он сейчас? Все еще в загоне. Но откуда мне знать, что он действительно собрался что-то сделать? А вот откуда. Послушайте 20-й стих:

 

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я   согрешил про­тив неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги»  Давайте устроим праздник! Мой сын вернулся домой.»

 

Итак, откуда я знаю, что юноша искренне раскаялся в том, что ушел из дома, жил во грехе, что растратил все. Это видно из того, что он не просто осознал свое бедственное положение, не просто расстроился из-за этой ситуации, не просто сказал: вот что я сделаю. Юноша все это сделал. И снова вопрос. В чем же разница? А в том, что юноша оставил свой прежний, греховный образ жизни.

И сегодня есть много людей, которые в духов­ном плане находятся у такого вот свиного корыта. Духовно они полностью обессилены. Их природа развращена, они живут во грехе, в неподчинении Богу. И они много чего обещают Господу, но по-преж­нему остаются у свиного корыта. Да, нужно приз­нать, что многие люди не смогут нала­дить свои отношения с Богом до тех пор, пока не окажутся в таком трудном поло­жении. Они не наладят отношения с Богом до тех пор, пока не потеряют все.

Позволит ли вам Бог потерять все, все до последнего? Позволит! Это плохо? Нет! Ведь все, что при­водит человека к Богу – хорошо. Вы можете говорить: я потерял все. Если бы Бог был благ, Он не позволил бы мне все потерять. Он был бы добр ко мне.

А знаете, почему вы все потеряли? Потому что Бог хочет, чтобы вы прислушались к Нему. Что заставило этого юношу заду­маться? Именно тот факт, что он все потерял. И многим людям придется потерять все, пока они не обратят внимание на Бога. Бог может любить их, Он может гово­рить к их сер­дцам. Он может исполь­зовать свидетельства других людей.

Но до тех пор, пока воля чело­века не будет сокрушена, до тех пор, пока человек не признает, что все его обсто­ятельства, все исповедания, все обещания и все хорошие дела напрасны, в его жизни не произойдет никаких изменений. Вы не смо­жете исправить свою жизнь. Бог должен изме­нить ваш дух. А покаяние всегда озна­чает перемену жизни. Это не просто разго­воры на интересную тему, это не просто чувство того, что вам плохо, это не просто разговор с Богом о том, что вы находитесь у свиного корыта. Это не просто просьба о помощи, а порой даже и требования к Богу ответить на ваши молитвы. Это, в первую очередь, изменение жизни.

Эти изменения происходят тогда, когда вы искренне признаетесь и раскаиваетесь в грехах. Не просто раскаиваетесь, не просто желаете перемен, но и позволяете Богу развернуть вас. Вы отворачиваетесь от своих прошлых путей и начинаете  дви­гаться в другом направлении.

В этом причина того, что церкви сегодня заполнены не спасенными людьми.  Они приняли решение и сказали Богу то, другое и третье, но они никогда искренне не рас­каивались своем грехе. Поэтому они по- прежнему  в нем живут. А это уже трагедия.

 

Трагедия в том, что проповедуется Еван­гелие снисхождения ко греху. И такая про­поведь никогда не доводит до сознания людей  весть о том, что спасение это не­обра­тимые перемены в жизни человека. Это не просто изменение в моем отношении к жизни, хотя это и должно происходить. Это не просто изменение в моей манере пове­де­ния, в разговоре, в характере. Это необра­тимые перемены, которые происходят, если человек принимает Христа своим Спаси­телем и обретает с Иисусом близкие отноше­ния. Вот что значит истинное покаяние. В жизни человека должно что-то произойти. Это и изменение характера, изменение пове­дения, изменение манеры общения.

 

Слышите? Изменения, изменения и еще раз изменения. Поэтому, когда вы видите кого-нибудь, кто заявляет, что он христианин, но все еще живет как безбожник, спросите у него: если ты христианин, то где же твои плоды? Вот что говорил Иисус в Евангелии от Матфея:

 

«По плодам их узнаете их.»

 

Мы все приносим плоды. Каждый человек оставляет после себя что-то. И это что-то может быть негативным или позитивным, плохим или хорошим. А если человек отпус­кает грязные шутки? Если он похотлив, жаден, горделив, высокомерен, гневлив? Какие же это плоды? Это плоды, которые показывают, что где-то глубоко внутри у человека не все в порядке. И чего мы хотим? Мы хотим быть уверены, что люди это понимают и понимают правильно. Поэтому неверующий человек должен искрен­не покаяться. Вы скажете: хорошо, я понимаю, что должны произойти перемены. Тогда как быть со стихами из Библии, где слово «покаяние» не упоминается? Ведь во многих местах говорится, например, только про веру. Да, это так. Например, в Еван­гелии от Иоанна, в 3-й главе, 16-м стихе записаны такие слова:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.»

 

Многие люди говорят: я всегда верил в Иисуса. Сколько раз я это слышал! Но боюсь, это не та вера, о которой говорит нам Библия. К примеру, в Библии гово­рится:

 

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился.»

 

Здесь действительно ничего не говорится о покаянии. Разве не говорится в послании к Римлянам в 10-й главе:

 

«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.»

 

Читая такие отрывки, кто-то скажет: ну, я призвал Господа, но ничего не изменилось. Но дело здесь вот в чем. Когда речь идет о спасении, сама фраза «верить в Иисуса» подразумевает покаяние. Это две стороны одной медали. Покаяние и веры это две стороны одного и того же явления. При­чина, по которой слово «покаяние» не всегда упоминается, заключается в том, что это и так понятно.

Понятно, что когда мы пола­гаем свою веру на Иисуса Христа, то в жизни должны произойти перемены. Понятно, что когда грешный человек при­ходит к Святому Богу, он обязательно сокру­шаться будет о своих грехах пред лицом Всевышнего. Потому что до этого момента вы жили своей собственной жизнью и делали то, что хотели. И вас отделял от Бога грех. грех неверия.

Многие говорят : а я верю в Иисуса. Я пом­ню, как меня не покидало беспокойство, когда в начале своего пастырского слу­жения я слышал людей, которые говорили, что верят в Иисуса и в то же время жили, как безбож­ники. Они не ходили в церковь, не обра­щали внимания на Бога, не читали Писа­ние. Я знал много таких людей, и это меня беспокоило.

Я только закончил семинарию, и испра­шивал у Бога: Господи, помоги мне разо­браться, что же тут не так? И вот, я взял свой Новый Завет на греческом языке, пере­читал его и выписал все отрывки, в кото­рых, так или иначе, упоминается  глагол «верить». И вот что я обнаружил. Греческое слово «пистео» – «я верю» имеет определенное окончание, которое пока­зывает, что это глагол, т.е. действие.

Всякий раз, когда в Новом Завете говорится о том, что кто-то во что-то верит, это всегда сопро­вождается действием. Что-то всегда происходит. Вы говорите, что верите в Иисуса Христа? Если вы верите в Иисуса, это значит, что вы разумом признаете за ним все то, что о Нем говорится в Новом Завете. Но когда вы начинаете доверять Христу, нельзя отделять дух раскаяния от веры. Оба эти понятия тесно связаны. ­

Вы не можете сначала покаяться,  а потом начать верить. Так же, как и наоборот. Вы не можете сначала поверить, а потом пока­яться. Все это происходит одновременно. Если я обращаюсь к Иисусу, я отвращаюсь от чего-то другого. Я отворачиваюсь от моей грешной жизни и поворачиваюсь к Богу.

 

Поэтому в моем поведении обязательно будут изменения. Изменения будут и в моей речи, в моем характере, в моей манере обще­ния. Почему? Потому что во время обращения происходит следующее,  вот что Павел говорит об этом:

Итак, кто во Христе, – т.е. тот, кто дове­рился Ему как своему Спасителю, – то древнее прошло, теперь все новое.

Так что же все- таки Иисус имел в виду, когда сказал: если кто не родится свыше, тот не увидит Царства Небесного? Почему Иисус использовал такое сильное опреде­ление? Оно было настолько необычным, что Его собеседник Никодим спросил у Христа: что ты имеешь в виду? Как человек может вернуться в утробу матери своей во второй раз? Конечно, он не понял, о чем говорил Иисус. Но понимаем ли мы, что значит «заново родиться»?

Когда мать рождает ребенка, это новое что? Новая жизнь. Сначала ребенок рос в утробе у матери, а потом родился. Так началась совершенно новая жизнь. Приблизительно то же самое происходит и в духовной сфере. Когда человек действительно становится христианином, когда он в духе истинного покаяния доверяется Христу, как своему Спасителю, он отворачивается от своей старой жизни и поворачивается лицом к новой. Он получает новое начало. Вот что значит «принять Христа». Это новый старт, новое начало, новая жизнь.

Итак, кто во Христе, тот новая тварь, – гово­рил Павел.

Поэтому, читая в Библии о вере, вы заме­чаете, что везде происходит что-то новое. Следовательно, когда человек принимает Христа своим Спасителем, покаяние стано­вится частью этого события. Вы скажете: тогда что же такое «исповедание грехов»? К этому я и подхожу.

Что означает покаяние? Я раскаиваюсь и сожалею о жизни, которой жил, и прини­маю решение – жить другой, новой жизнью. Это вовсе не означает: так, теперь я сам начну приводить свою жизнь в порядок. Вы не сможете привести свою жизнь в поря­док, потому что это – дело Духа Святого.

 

Когда вы говорите: я принимаю Христа своим Спасителем, вы с этим соглашаетесь. Что в этот момент делает Святой Дух Божий? По сути, Святой Дух поселяется в вас  и начинает обновлять вас изнутри. Теперь в вас новый дух. Святой Дух живет в вас,  чтобы дать вам возможность жить той жизнью, которую вы приняли от Бога. Потому что спасение это новая жизнь. Это не просто подарок, который дарит вам Бог, это жизнь, которой Бог начинает в вас жить.

Поэтому, если подумать, то заявлять о том, что я – христианин и продолжать жить той же старой жизнью, которой жил раньше, это, мягко говоря, непоследо­ва­тельно. Как же я могу жить по-старому, если во мне действительно живет Святой Дух?

Вы скажете, но подождите-ка, я знаю, что спасен. Я знаю, что я –  христианин. Но я совершаю ошибки. Вот что я вам скажу: человек, который заново родился, обретает новую жизнь.

Старое прошло, теперь все новое. Он приходит к Богу с искренним раскаянием. Блудный сын, кормящий свиней, сказал: вот что сделаю! Он принял решение  и с верой вернулся к своему отцу. Он сказал: я скажу ему, что не достоин здесь быть. Но все-таки он пошел с верой, что отец примет его. Он не говорил: Господи, вот что я сде­лаю. Сначала приму ванну, сменю одежду, причешусь, чтобы выглядеть хорошо потому, что я собираюсь встретиться со своим отцом. Нет! Знаете, что он сделал? Он встал таким, каким был: в грязи, в отрепье. Просто встал и пошел.

Кстати, это един­ственный раз, где в Библии, пусть и иноска­зательно, говорится о том, что Бог бежит навстречу человеку. Вы ведь знаете, что в те дни было не прин­ято, чтобы благородные люди бегали. А здесь отец побежал на­встречу своему блудному сыну и обнял его. И вот, сын, наверное, попытался при­знаться отцу во всем и раскаяться.

Помните, он уже принял это решение в загоне для свиней. Я иду к моему отцу, кото­рому я принадлежу и неважно, что произойдет. И мы знаем, что отец простил его.

Нет более совершенного примера искрен­­него покаяния и искреннего спасе­ния, чем история, рассказанная в этой главе.

Итак, если вы не христианин, то я вам скажу следующее: если вы хотите спастись, вы должны быть готовы признать свои грехи перед Богом, искренне сожалеть и раскаяться в том, что вы согрешили против своего Небесного Отца. Но если вы до сих пор говорите, но я собираюсь, знаете, нет, честно собираюсь довериться Христу, это значит, что вы не знаете Иисуса.

Я сам принял спасение, когда мне было всего 12 лет. Но я помню, как ощущал чувство глубо­кой вины, когда упал на колени перед алта­рем и плакал из-за того, что я грешил про­тив Бога. В 12 лет я и не знал о многих грехах.

А сегодня многие живут во грехах всякого рода, а потом говорят: знаете, что я соби­раюсь сделать? Я начну ходить в цер­ковь. Хочу вам сказать, что вы можете ходить в церковь, вы можете ходить в какую угодно церковь, неважно, какой деноминации и при этом умереть и отпра­виться в ад по той простой причине, что дело не в посещении церкви.

Но я ведь крестился! – скажет кто-то. От этого вам не будет никакой пользы.

Но ведь я преподаю в воскресной школе! А я пою в хоре! А я даже проповедовал пару раз, – скажут люди.

Но и от этого вам не будет проку.  Вы ска­жете: погодите, вы говорите, что если я готов встать и проповедовать, и учить, и помогать людям понимать истину, я все равно могу не попасть в Царствие Небес­ное? Можете.

Послушайте, что сказал Иисус в Евангелии от Матфея, в 7-й главе мы прочтем с 21-го по 23-й стихи.

 

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от твоего ли имени мы про­рочествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?»

 

И помните, что на это ответил Иисус?

 

«И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.»

 

Человек может проповедовать Евангелие всю свою жизнь, но если он не был спасен Божьей благодатью, знаете, что проис­хо­дит? Когда он умирает, он не отправляется в Царствие Небесное. Послушайте, спасение не зависит от добрых дел. Вы не можете сами уладить в своей жизни все проблемы.

 

Покаяние – обратите внимание – это не заглаживание вины за прошлые грехи. Покаяние это признание грехов прошлого, признание того, что мы грешили против Бога, признание моей беспомощности и обращение к Богу. Это просьба о милости. Это доверие Бога, потому что Он сказал, что простит всякого, кто приходит к Нему, что очистит всякого верующего и изменит их жизнь. Вот что Бог производит в людях.

 

Кто-нибудь скажет: но разве не надо что-нибудь в своей жизни привести в порядок, чтобы спастись? Нет, сами вы ни на что не способны. Если бы вы могли это сделать, то не было бы необходимости в Голгофском кресте. Мы безнадежно потеряны и далеки от Бога, от Его милости, от работы Духа Святого, чтобы понять, что мы нуждаемся в спасении.

И меня глубоко огорчает, когда я думаю о людях, которые проповедуют Еван­гелие и делают его удобоваримым. Они говорят: давайте не будем никого рас­страивать! Давайте сделаем так, чтобы в церкви все были счастливы. Счастливы  и отправились в ад?

Я не думаю, что Бог просил об этом. Вы не будете счастливы ни здесь, ни там. Вот благая весть Иисуса Христа: покайтесь, оставьте свои грехи и веруйте во Христа.

Если вы приходите к Иисусу с искренним раскаянием, ваши грехи будут прощены, а ваше имя будет записано в Книге Жизни Агнца. Что произойдет? Ваша жизнь изме­нится навсегда, потому что спасение есть изменение вашей жизни и вашей судьбы. И мы, благодаря этому изменению, сможем жить благочестиво.

А как же те люди, которые действительно спасены и не сомневаются в этом? Но они говорят: у меня есть проблема. В своей жизни я согрешил один раз, а потом еще раз. Но я попросил Бога простить меня и я знаю, что Он простил. И все-таки я продол­жаю грешить тем же грехом.

Возможно, и вам когда-то пришлось сказать Богу: Господи, я прошу Тебя, пожалуйста, поверь мне! Я искренне прошу Тебя, прости! Но где-то в глубине души вы знали, что будете продолжать грешить. Разве не так? Вы просили Бога простить вас, и в то же время знали, что будете продолжать согре­шать. И что же с этим делать? А как насчет веру­ющих, у которых в жизни есть вредные при­вычки, неправильные отношения, по­хоть, ложь? И они просят у Бога проще­ния, и приходят к Нему, чтобы исповедать свои грехи.

А знаете ли вы, что означает слово «испо­ведать»? В Новом Завете на греческом языке это слово звучит как «омологео» и имеет значение «согласиться с кем-то или чем-то». Итак, если я искренне раскаи­ваюсь, и исповедую Богу свои грехи, зна­чит, я соглашаюсь с Ним, что это действие или позиция в моей жизни греховны и их нужно исправить. Это и есть исповедание.

 

Исповедать грехи, значит не просто верить, что Иисус слушает мою исповедь, но и согла­шаться с тем, что мои действия грехо­вны. Все это должно происходить в духе покаяния. Т.е. исповедь включает в себя покаяние. Покаяние это часть моей веры.

 

Вера в Иисуса Христа неотделима от покаяния. Так же как покаяние неотделимо от исповедания. Это две стороны одной медали. Если бы я вам сказал, например, я хочу дать вам монету, но не хочу, чтобы у вас была лицевая сторона. Возьмите только ее оборотную сторону. Так не получится, улыбнетесь вы. Если кому-то дается монета, то это и «орел» и «решка». Если вы искренне исповедуете свои грехи, значит, вы искрен­не раскаиваетесь и говорите: Господи, мне не подходит этот образ жизни, я не хочу так жить, я признаюсь тебе в этом и искренне раскаиваюсь.

Другими словами: вы реши­тельно встаете на путь, который уводит вас от греха и приводит к Богу. Есть причина, по которой многие люди произносят высо­кие слова, но ничего в их жизни не измен­яется. Вы говорите: ну и что же делать? Ведь ничего не происходит.

Предположим, что вы встречаетесь с неверующей девуш­кой. Вы замечаете, что стали реже ходить в церковь, что этот человек заставляет по-другому относиться к жизни. Ваше миро­во­ззрение меняется, и в нем все меньше места остается Богу. Бог говорит вам: это не моя воля, я уже говорил тебе об этом, но ты сопро­тивляешься и все равно продолжаешь встречаться с этим человеком.

Осознавая свою вину, вы исповедуетесь и говорите: Иисус, мне жаль, но я не могу разбить сердце любимого человека. Что с ним будет, если я уйду? И вы продолжаете встречаться.

Вы исповедуетесь в этом каждый день. Господи, прости меня, но я не могу! Но знаете что? Основная причина, по которой, часто произнося признания, у нас не проис­ходит никаких изменений, заключается в одном. Дело в том, что мы не отказываемся от греха. А изменения наступят лишь тогда, когда мы оставляем грех. Мы не можем обвинять Бога и говорить: Господи, Ты не простил меня, Ты не помог мне. Бог вам на это ответит: ты пришел ко мне и исповедал свой грех.

Если бы твое покаяние было искрен­ним, ты бы отказался от греха, когда я указывал тебе на него. Но ты не сделал этого. Отказ от греха и есть ключ к истин­ному пока­янию. Покаяние это готовность уходить от того порочного, на что указывает Бог.

Причина, по которой многие христиане не могут избавиться от своих привычек, заклю­чается в том, что они не хотят от них отка­зываться. Они продолжают упорно дер­жаться за свои пороки. Но частичное послу­шание это не послушание. Это признак того, что в вас нет еще искреннего пока­яния, когда человек готов отвернуться от греха, оставляя его, готов повернуться и идти за Богом.

А теперь мы подходим к важному вопросу. Кто-нибудь сейчас себе говорит: минуточку, но что же делать, если я верующий? Причем, я знаю, что я спасен, в моей жизни происходят изменения. Но я не могу совсем не грешить. Что ж, возможно вы идете со Христом уже какое-то время. Здесь срок не важен.

Но послушайте внимательно! Если я искренно раскаиваюсь в своих грехах, я откажусь от них. И дело здесь не в вашем спасении. В этом никто не сомневается. Нужно просто отказаться от греха.

Значит ли это, что вы никогда больше не будете грешить? Нет! Есть привычки, которые являются частью нашей культуры. Есть такие привычки, с которыми люди живут годами и не осознают, что грешат против Бога.

Поэтому существует много разных ситуаций и обстоятельств, при которых человек даже не осознает, что он на самом деле согрешает перед Богом. Но так может продолжаться только недолгое время. Потому что, когда человек кается, Святой Дух обязательно начинает указывать веру­ющему человеку, что является грехом, а что нет. Святой Дух покажет вам, что вы гре­шите. Если вы хотите получить от Бога самое лучшее, вы должны исполнять то, о чем Он говорит в Писании. А это значит, что вам придется решать те проблемы, которые   у вас есть.

Теперь послушайте, что говорится в Писа­нии. Книга Притчей, 28-я глава, 13-й стих.

 

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оста­вляет их, тот будет помилован.»

 

Слышите? Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оста­вляет их, тот будет помилован. Здесь говорится не просто об исповеди, но и об отказе от греха.

Поэтому задайте себе вопрос: есть ли в вашей жизни что-нибудь такое, на что Бог вам постоянно указывает, а вы Ему говорите:

Господи, спасибо Тебе, конечно, большое, я очень ценю Твое вни­мание, я обязательно займусь этим на днях. Ты просто покажи мне, что Ты хочешь, чтобы я сделал.

Но подождите. Бог уже пы­тается показать вам, а вы по-прежнему дер­житесь за грех. Бог говорит: если испове­дуем грехи наши, то Он, будучи верен и пра­веден, простит нам грехи наши и очи­стит нас от всякой неправды. Но если вы исповедуете свой грех не в духе покаяния, это просто пустой разговор.

Бог говорит: и Он очистит нас от всякой неправды. Но Бог не будет меня очищать до тех пор, пока для меня покаяние это всего лишь слова.

Послушайте! Как Бог может очистить меня от греха, если я этот грех не хочу отпускать. Только тогда, когда я искренне раскаиваюсь во грехе и оставляю его, во мне происходят изменения.

Почему же Бог не хочет, чтобы в нашей жизни присутствовал грех? потому что Он любит нас слишком сильно, чтобы позволить греху разрушать нашу жизнь.

Думаю, многие люди даже не понимают, что происходит в их жизни. Возможно, в вашей жизни есть что-то, с чем вы посто­янно боретесь. И это никого не касается, это дело вас и Бога. И никто не знает вас лучше, чем Бог. Я имею в виду ваши тай­ные мысли, всю вашу жизнь и вся она между вами и Богом. Только вы знаете, полностью вы отказались от греха или нет.

Поэтому вы должны себя спросить: есть ли в вашей жизни то, в чем вы, как верующий человек, никогда искренне не раскаивались и не  отдавали все это Богу. Бог указывает вам на грех, а вы продолжаете оправды­ваться. Бог указывает вам на грех, а вы про­должаете объяснять Ему, почему вы согрешили. Бог снова указывает вам на грех, а вы продолжаете защищаться. Бог продолжает указывать вам на грех, и в конце концов вы говорите:

Господи, ну посмотри, наконец, на все то хорошее, что я делаю. Ведь никто не совершенен, Боже! Абсолютно у всех есть проблемы. И вы опять оправдываетесь.

Но знаете, почему Бог про­должает указывать вам на грех? Потому что Он любит вас. Потому что Он знает, что прои­зойдет, если вы не разберетесь с этим.

Думаете, Бог разлучит вас с кем-нибудь, если в Его планах нет кого-нибудь другого, кто подходит вам лучше? Вы на самом деле полагаете, что ваш выбор лучше, чем выбор Бога? Конечно, нет. Ни в какой области вашей жизни вы не сможете сделать выбор лучше, чем это сделает Бог. Ни в выборе работы, ни в выборе спутника жизни, ни в чем-либо еще.

Так что же такое искреннее покаяние? Это добровольный отказ от того, что не впи­сы­вается в вашу жизнь, для того, чтобы Бог мог дать вам то, что нужно. И когда я вижу верующих, которые продолжают держаться за грех, я думаю: Господи! Если бы только они могли знать ту радость, удовлетворение, мир, чувство полноты, которые могли бы быть в их жизни, откажись они от греха.

 

А теперь, если бы я спросил вас: верите ли вы в то, что Бог благ? Вы бы, думаю, не задумываясь, ответили бы – да, Он благ. Хочет ли Бог для вас самого лучшего? Наверняка! Лишил ли бы вас Бог дейст­ви­тельно чего-нибудь хорошего и ценного? Вряд ли! Тогда почему мы не доверяем Ему? Почему мы боимся, что лишимся чего-то? Подумайте об этом. Я думаю, вы бы не хотели однажды предстать перед Богом и услышать: посмотри, что у Меня было для тебя, если бы ты только отказался от греха.

 

Мы говорим, что доверяем Богу, и в то же время предпочитаем что-то свое, далеко не лучшее, и держимся за то, что не соответ­ствует Божьим планам. А Бог хочет дать нам намного больше.

Итак, вот что такое покаяние. И вам решать – хотите ли вы того, что приготовил вам Бог или нет. И я молюсь, чтобы вы признались Богу в своем грехе и сказали, что ничего не заслуживаете, и тем самым выбрали бы то лучшее, что Бог вам уготовил.

Когда вы каетесь, вы просите у Бога милости, прощения, очищения. Вы отдаете Ему свою жизнь. Вы доверяетесь Ему как своему Спасителю, Богу и Господину. И в момент вашего обращения вы автомати­чески отворачиваетесь от своей прошлой жизни. Вы поворачиваетесь лицом к новой жизни, которую приготовил для вас Бог.

 

А если этого еще не произошло – вы не спа­сены и не находитесь под Божьей защитой. Если вы верующий и все еще продолжаете держаться за то, что противно Богу, просто оставьте это, ведь это испытание вашей веры. Положитесь на Бога. Если вы гово­рите: я доверяю Богу, тогда отдайте Ему то, что Он хочет у вас забрать и примите то, что Бог вам дает. Мы должны сделать этот выбор.

Господи! Мы благодарим тебя за этот про­стой рассказ о блудном сыне, в котором мы в той или иной степени можем увидеть и самих себя. Я молю Тебя о тех людях, кото­рые ходят в церковь каждое воскресенье, но не замечают, что с ними что-то не так. В их жизни ничего не меняется и они не пони­мают почему. Помоги им исповедать свои грехи в духе покаяния и раскаяться в своих грехах. Помоги в силе Духа Святого оста­вить грех и в послушании следовать за Тобой. Во имя Иисуса.