РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГНЕВЕ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГНЕВЕ

 

Сталкивались ли вы в своей жизни с гнев­ливыми людми, или, быть может, вы сами явля­етесь таким человеком? С одной сто­роны, это чувство – крайне неприятное и оттал­кивающее, однако, с другой стороны, при определенных условиях, гнев бывает оправданным. Праведный гнев побуждает человека бороться за истину, защищать сла­бых, распространять Царствие Божие на земле. Однако в большинстве случаев чело­ве­ческий гнев не соответствует данному опи­санию и не имеет ничего общего со слу­жением во славу Господа.

Неправедный гнев коренится в эгоизме и, как правило, является реакцией на обиду или разочарование. Такой гнев разрушает браки, разделяет детей и их родителей, отравляет деловые связи. Когда это чувство не сдерживается, оно разрушительно влияет также на физическое состояние человека.

Вот почему апостол Павел учит:

«Гне­ваясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.»  (Еф. 4:26-27)

Так апостол призывает верующих не мириться с гневом, а спешить побеждать его, чтобы он не успел нанести серьезного вреда сердцам людей. Давайте посмотрим на то, что говорит Библия об этом сильном чувстве.

Что такое гнев: определение

 

Под словом «гнев» обычно понимается чувство резкого недовольства, враждеб­ности или негодования в результате реаль­ной или мнимой угрозы, оскорбления, разо­ча­рования или несправедливости по отно­шению к человеческой личности.

Гнев может быть разноликим:

1) Ярость – взрывное, неконтролируемое выплескивание эмоций.

2) Обида – невыраженный явно гнев, загнанный внутрь. Когда люди пытаются скрыть свою враждебность, результатом этого становится обида. Однако гнев тогда будет медленно убивать человека изнутри. Это одна из причин, почему Библия учит нас разрешать возникающие конфликты максимально быстро (Еф. 4:26).

3) Негодование – праведный гнев, пробу­ждающийся при виде страданий унижен­ных и оскорбленных людей, а также при любом столкновении с нечестием. В эту кате­­горию, например, попадает Божий гнев.

Что говорит о гневе Библия

 

Притчи Соломоновы и другие книги мудрости в Ветхом Завете дают прекрасные духовные ориентиры в понимании данной темы. Например, в Притчах находим такие слова:

«Вспыльчивый человек может сделать глупость.»  (14:17);

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.» (15:1)

Также в Прит. 16:32 читаем:

«Долго­терпеливый лучше храброго, и вла­деющий собою лучше завоевателя города.»

Человек, научив­шийся терпению, тоже может испытывать огорчения, однако он удерживает свои эмоции, не позволяя им развиться в ярость.

Библия учит верующих людей не начи­нать совместного дела, а также не дружить и не вступать в брак с теми, кто не умеет держать себя в руках.

«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не нау­читься путям его и не навлечь петли на душу твою.» (Прит. 22:24-25)

В Книге Екклесиаста сказано, что «гнев гнездится в сердце глупых» (Ек. 7:9). Нам следует наставлять детей и внуков, чтобы они предпочитали общение с людьми, извест­ными своим самообладанием. Этот совет поможет избежать многих душевных травм.

Последствия гнева хорошо показаны во многих знаменитых библейских историях. Первым рассердившимся человеком на земле был Адам, который не захотел раз­делить ответственность вместе с Евой за грех непослушания Богу (Быт. 3:12). Каин убил своего брата из ревности, возне­го­довав, что Господу были угодны прино­ше­ния Авеля. Моисей гневался на израильтян из-за их недоверия Господу (Исх. 16:1-21). Враждебное отношение Саула к Давиду началось после победы последнего на поле боя (1 Цар. 18:6-9). Пророк Иона был сильно недоволен тем, что Бог проявил Свое мило­сердие к Ниневии (Ион. 3:1-4:4). Апостол Петр яростно защищал Христа в Гефси­манском саду и даже отрубил ухо одному из нападавших (Ин. 18:1-11).

Читая Священное Писание, мы видим, что неправедный гнев – это повседневная реальность, и потому нам нужно учиться справляться с ним, если только мы хотим следовать за Господом в послушании.

Причины гнева

 

Для того чтобы преодолеть какую-то проблему, прежде следует понять ее истоки. Существует ряд общих причин, почему люди гневаются:

1) Что-то в жизни не складывается. Некоторые люди очень злятся, когда теряют контроль над ситуацией.

2) Чувство, что ты никому не нужен. Люди, которым было отказано в чем-то для них важном (или их мнение игнори­ровалось, или с ними нехорошо обошлись), нередко начинают испытывать враждеб­ность к своим обидчикам.

3) Чувство утраты. Потеря того, чем мы доро­жим, или даже просто опасение воз­можной утраты, может спровоцировать гнев.

4) Разочарование. Неоправдавшиеся наде­жды также могут способствовать гневу.

5) Несправедливость. Наблюдение за людьми, грубо нарушающими нормы пове­дения в обществе, порождает в сердце негодование.

6) Чувство неудовлетворенности. Сравне­ние своих скромных успехов с дости­жениями других людей может весьма огор­чать нас.

Любая из перечисленных причин, как, впро­чем, и множество других, не назван­ных здесь, может вызывать гнев.

Гнев праведный и неправедный

 

Когда мы сталкиваемся с неспра­ведли­востью или видим людей, подвергаемых унижению, то наше негодование по этому поводу является богоугодным. В Библии говорится о том, что небесный Отец и Божий Сын неоднократно выражали святой гнев. Поскольку наш Бог – святой и совер­шенный, Его гнев всегда праведен. Одна­жды Господь разгневался на израильтян за их женитьбу на иноплеменных женщинах. Бог знал, что эти жены будут распро­странять в Его народе свою веру в языче­ских богов. Также Иисус Христос гневно обличал фарисеев за их законнические и безблагодатные толкования Божьего закона (Мк. 3:2-5). Спаситель резко обвинил книж­ников и фарисеев в лицемерии, потому что, имея нечистые сердца, они принимали вид благочестия (Мф. 23:13-33). В другой раз Христос вознегодовал в храме, изгнав из него всех продающих и покупающих, опрокинул их столы, потому что эти люди использовали святое место для обмана и личного обогащения (Мф. 21:12-13). Также и христиане сегодня имеют право выразить праведный гнев, сталкиваясь с греховным поведением людей или борясь с проя­вле­ниями нечестия в мире.

Однако в этом вопросе следует быть осто­рожными, ибо другие причины, поро­жда­ющие наш гнев – ощущение собственной ненуж­ности, разочарование, жизненные неудачи, какие-то утраты, чувство неудо­влетворенности – обычно ведут к гневу непра­ведному, эгоистичному. К сожалению, чаще всего человеческий гнев бывает именно таким, ибо люди движимы корыстными интересами. Например, если кто-то болезненно задел ваши чувства, вы по-христиански не имеете права гневаться на такого человека, но должны его простить.

Неправедный гнев обычно принимает одну из следующих двух форм. Во-первых, он может носить взрывной характер. Такой гнев нередко изливают друг на друга супруги, и часто это происходит неожи­данно. Второй вид неправедного гнева еще хуже, он имеет затаенный характер, подо­бно долго кипящему на медленном огне бульону. Некоторые люди склонны отрицать тот факт, что они внутренне гневаются, и могут даже гордиться тем, что умеют контролировать свои эмоции. Однако загнанный внутрь гнев подобен яду – в духов­ном, эмоциональном и даже физи­ческом смысле слова. Если с этим ядом ничего не делать, спустя какое-то время он убьет вас.

Пять вопросов о гневе

 

Чем отличаются друг от друга праведное негодование и нечестивая ярость? Задайте себе следующие вопросы, чтобы лучше разо­браться в том, что сокрыто в вашем сердце:

  • Направлен ли мой гнев на другого человека? Попробуйте понять, на кого именно.
  • Имеет ли мой гнев какую-то уважительную причину? Если ваше воз­мущение основано на эгоистических мотивах, вам просто нужно простить своего обидчика.
  • Переполняет ли меня жажда мести? Если у вас есть желание наказать дру­гого человека или причинить ему какой-нибудь вред в ответ на нанесенные вам обиды, значит, вы отступили от библей­ских принципов.
  • Вы наслаждаетесь своим гневом? Так бывает, что люди не желают просить помощи у Бога. Им до какой-то степени даже нравится быть обиженными. Если вы не предадите все это в руки Господа, то не сможете испытать духовного освобождения, которое Он желает вам дать.
  • Есть ли внутри меня дух непрощения? Может быть, вам кажется, что вы просто уже не способны избавиться от гнева. Однако с Божьей помощью все воз­можно.

 

Последствия гнева

 

Только неразумные люди не учитывают последствий своего выбора в жизни. Каждое действие, большое или малое, ведет к определенным результатам. Однако многие люди не осознают ту цену, которую им приходится платить за гнев. Они воображают, что если их недовольство оправдано, то они имеют право духовно взращивать его. Человеческий гнев хорошо объясним как реакция на полученные в жизни раны и испытанные разочарования, однако последствия непрощения все же являются разрушительными. Неправедный гнев, если он к тому же ничем не обузды­вается, фактически опустошает жизни людей. К сожалению, немногие понимают, к каким ужасным последствиям это ведет в человеческих взаимоотношениях, в физи­ческом самочувствии и, конечно, в общении с Богом. Вот почему Библия учит нас действовать незамедлительно, бороться со своими негативными эмоциями. Верующим людям следует избегать общения с гнев­ливыми людьми, а также постоянно прове­рять свое сердце, чтобы в нем не было места для гнева.

Три вида предостережений

 

В Послании к Ефесянам 4:26-27 апостол Павел дает некоторые духовные советы, как верующим людям следует обуздывать свой гнев. Во-первых, апостол учит тому, чтобы мы «гневаясь, не согрешали». Другими сло­вами: чтобы мы не поддавались греховному чувству по отношению к другим людям, питая в своем сердце негодование и неприязнь. Во-вторых, Павел предосте­регает: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Бог не хочет, чтобы мы ложились спать, прежде не расставшись с гневом, который испытывали сегодня. И, в-третьих, апостол говорит: «не давайте места диа­волу». Печально, что мы порою крайне огор­чаемся лишь из-за того, что неверно поняли какое-то слово, брошенное в наш адрес. Так, через эмоциональную неуравнове­шен­ность, сатана получает доступ в нашу жизнь.

Апостол Павел оставил верующим людям три вида духовных предостережений, ибо гнев имеет далеко идущие последствия и наносит ущерб: нравственной жизни человека, его здоровью, его отношениям с Богом и ближними.

Нравственная жизнь

 

  • Наиболее очевидным и немедленным следствием неправедного гнева является нарушение нашего общения с Богом. Иисус Христос сказал:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жер­твенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Мф. 5:23-24)

Мы не можем враждовать со своим ближним и одновременно быть в мире с Господом.

  • Ваши отношения с другими людьми будут страдать. Например, семейная жизнь не будет успешной, если один или оба супруга постоянно гневаются и не желают искать выхода из сложившейся ситуации.
  • Вы будете критически настроены ко всему. Люди с трудным характером нередко склонны оправдывать свою гневливость, прибегая к чрезмерной критике окружающих. Это может сделать вас людьми ограниченными и невели­кодушными. Вы будете вечно всем недовольны, принижать своих ближних – возможно, внешне это примет некую шутливую форму, однако боль от ваших колкостей будет реальной.
  • Вы лишитесь мира в сердце. Враж­дебность сделает вас беспокойными и похитит всякую радость. Гневливость неизбежно ведет человека к изоляции в общении. Когда людям делают больно, они обычно стараются защитить себя от другой подобной боли и избегают общения с неудобными личностями. Гнев приводит человека к разочарованию и тревоге, искажает здравое мышление.
  • Вы можете стать подозрительным чело­веком, постоянно ожидающим преда­тельства или ставящим под вопрос мотивы людей, которые проя­вили к вам доброту. Такое состояние становится причиной духовного опусто­шения. Господь создал нас для общения друг с другом. Когда мы всячески ограни­чиваем круг своего общения, моти­вируя это тем, что люди ненадежны, Бог может допустить нам вкусить в полной мере, что такое одиночество.
  • Иногда гнев проявляется в хронических опозданиях. Люди, при­вык­шие постоянно опаздывать, тем самым как бы заявляют, что никто не может им указывать, что делать.
  • Враждебность в сердце ведет к склон­ности к спорам. Если вы переполнены гневом, это может побуждать вас к тому, чтобы ни с кем и ни в чем не согла­шаться, а не только, например, спорить с тем человеком, который вас обидел.
  • Гнев может привести вас к небреж­ности на рабочем месте. В этом случае вы будете искать для себя оправдания, почему не способны выглядеть лучше, работать лучше и делать все возможное, чтобы стать успешным сотрудником.
  • Гнев может препятствовать полноцен­ной жизни человека. Вы рискуете отка­заться от общения с друзьями или утратить интерес к своим прежним при­вычкам и любимым занятиям на досуге.
  • Раздражение, если оно не обузды­вается, нередко ведет к постоянному откладыванию насущных дел. Это снижает способность человека к концен­трации, делает его неэффективным в решении многих задач.
  • Гнев даже может способствовать ожи­рению, потому что люди, терпящие неудачи в жизни, нередко пытаются найти утешение в обильной и вкусной пище. Вы пытаетесь таким образом успокоиться, смягчить неприятные чувства, – одиночество, неудовлетво­рен­ность и разочарование, – вызванные вашим поведением в обществе, т.е. своеобразно заполняете пищей пустоту, которую ощущаете внутри себя.
  • Также гнев препятствует подлинной сексуальной близости в браке. Когда человек сосредоточен исключительно на собственных переживаниях, он не может быть чувствительным к нуждам своей второй половины.

   

Здоровье
Бог не создавал человеческого тела для того, чтобы оно наполнялось неправедным гневом. В краткосрочной перспективе это повышает уровень адреналина, кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Язык разгневанного человека нередко становится сухим, ладони потеют, желудок его твердеет, затрудняя пищеварение, а кровь с особой силой приливает к мышцам. Поэтому частый гнев или обиды в дол­госрочной перспективе способствуют воз­ник­новению язвы желудка, гипертонии, болезням сердца, инфарктам и инсультам. Такое эмоциональное состояние прово­­цирует также появление тяжелых форм артрита и развивает депрессию.

Иными словами, все основные жизнен­ные функции организма находятся в группе риска. Поначалу вы можете не почувст­вовать разрушительных последствий своей гневливости, но со временем она просто убьет вас. Поэтому когда к вам вновь подступит искушение разгневаться, спро­сите сами себя: «Стоит ли случившееся того, чтобы мне приобретать хронические боле­зни? Стоит ли из-за этого умирать»?

Отношения с другими людьми

 

Почти все люди в жизни так или иначе гневаются. Когда они чем-то недовольны, то зачастую вымещают свою досаду, прежде всего, на близких людях, незаслуженно обижая их. Результатом этого нередко становится разрушенная дружба или иные отношения между людьми. В семейной жизни подобные неприятные ситуации нередко приводят к разводам. Бывает, что разгневанный человек повреждает иму­щество, ему не принадлежащее, или даже, в каких-то крайних случаях, лишает жизни невинных людей.

Когда вы испытываете искушение выплеснуть свое раздражение на других людей, вспомните о том, что Иисус простил даже тех, кто распинал Его (Лк. 23:34). Поскольку никто из нас не испытывал столь ужасных страданий, которые претерпел Христос, мы по крайней мере должны по-христиански простить всех, кто согрешил против нас.

Отношения с Богом

 

Возможно, вы будете удивлены, узнав о том, что ваш неправедный гнев задевает Господа.

  • Во-первых, он Его огорчает. Никакое проявление враждебности не прили­чествует детям Божьим.
  • Во-вторых, он становится определенным препятствием в осуществлении планов Господа. Потому что люди, перепол­нен­ные негодования, обычно не готовы пови­но­ваться Его гласу.
  • В-третьих, Отец небесный не благо­сло­вляет злых людей.

Обиды, не прощаемые долгое время и засевшие глубоко в сердце, могут погубить нас. Однако посредством молитвы и чтения Слова Божьего, мы можем разрядить напряжение и освободиться от гнетущего чувства.

Может быть, вы кем-то брошены, оскор­блены или введены в некое заблуждение. Возможно, вы скрывали в своем сердце недовольство в течение многих недель, месяцев или даже лет. Независимо от тех оснований, которые имелись для ваших негативных эмоций, всякая враждебность уже сама по себе является разрушительной силой. Одно можно сказать с уверенностью: только освободившись от гнева, вы оста­новите процесс вашего саморазру­шения! 

Как нам следует управлять гневом?

 

Задумайтесь над тем, что заставляет вас выходить из себя? Может быть, вас рас­страивает малейшее замечание или пустя­ковое происшествие? Или вы теряете выдер­жку только тогда, когда появляются действительно серьезные проблемы?

Я считаю, что чем масштабнее личность чело­века, тем меньше он обращает внима­ния на обиды и оскорбления и тем труднее разгневать его. Всплески эмоций «взрыв­ного» характера, о которых было сказано выше, могут представлять собой остаточной гнев, с которым вы прежде не справились должным образом, и всякая новая обида, причиненная вам, пробуждает в сердце старое раздражение.

Как уже было сказано, гнев сам по себе не является грехом. Многие мужи в Библии, в том числе Господь наш Иисус Христос, проявляли святое негодование. Однако в обычной жизни гнев часто становится греховным проявлением чувств. Когда мы неправильно относимся к собственной гневли­вости, это может привести к эмоциональному, физическому и духовному опустошению как нас самих, так и окружающих людей. Как же мы можем справиться со столь сильным чувством, чтобы угодить Господу?

Большинство из нас реагирует на жизненные трудности не самым лучшим образом. Например, мы можем отрицать существование самой проблемы. Или же мы признаем, что проблема есть, но отка­зываемся ее решать. Некоторые люди на любую мелочь реагируют вспышками ярости, при этом оправдывая себя словами: «таким уж меня сотворил Господь!» или «да, я немного вспыльчив». Однако мудрой реакцией на проявления собственного гнева будет заставлять себя молиться о большем самообладании, просить помощи свыше, даруемой нам в Святом Духе.

Признайтесь в том, что вы склонны к приступам гнева. Отрицание этого факта приведет только к тому, что вы дольше останетесь рабом своих эмоций. Знайте, что хотите вы того или нет, гневливость будет отравлять вас своим ядом изнутри. Те люди, которые не исповедают свой грех, никогда не познают полноту мира и радости, обретаемые в доверительном общении с Иисусом Христом.

Определите характер и источник проблемы. Откуда гнев начинает свое губи­тельное действие? Если вы хорошо не разберетесь с этим вопросом, то вскоре можете вновь проявить враждебность по отношению к какому-нибудь безобидному человеку.  Например, люди, которые в детстве подвергались насилию со стороны одного из своих родителей, могут порой выражать недовольство по отношению ко всем своим руководителям, включая пасты­рей и учителей.

Задайтесь целью побороть гнев максимально быстро. В Послании к Ефес­янам 4:26-27 апостол Павел говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.»

Сатана хочет проникнуть в ваши чувства и затем воздействовать на них. Но Бог при­з­­ы­вает вас побороть гнев. В некоторых слу­чаях крайней боли и страдания, например, если пьяный водитель сбил на машине вашего ребенка, вы не сможете перестать гневаться до захода солнца. Однако вы должны осознать переполняющие вас чувства и решить, как вам быть с ними дальше. Вы не должны просто смириться с яростью как естественной реакцией на случившееся и позволить ей отныне стать частью вашей жизни.

Гневаясь, не согрешайте. Можно быть сердитым, но при этом не совершить ничего дурного (Еф. 4:26). Более того, данное чувство может побудить нас действовать решительно или восстановить справед­ливость. Иисус разгневался на торговцев в храме (Мф. 21:12-13) и на фарисеев, кото­рые навязывали людям религиозные законы, чтобы только самим оставаться у власти (Мф. 23:13-33; Мк. 3:2-5). В то же время, когда Христос, казалось бы, должен был особенно сильно разгневаться, – стра­дая на кресте, – Он молится о прощении распинавших его людей (Лк. 23:34).

Выдержите паузу. Когда вы только начинаете сердиться, мысленно представьте себе красный сигнал светофора. Возьмите себе за правило не реагировать быстро, потому что ваш первый импульс, вероятно, будет не самым мудрым. Дайте себе время, чтобы подготовить благочестивый ответ. Святой Дух укажет, что вам надлежит сказать или сделать. Мы должны стремиться к тому, чтобы быть «скорыми на слышание, медленными на слова, медленными на гнев» (Иак. 1:19; см. также Пс. 102:9).

Уточните и проанализируйте ситуа­цию. Это полезно сделать, чтобы лучше понять, почему вы расстроены. Кто-то вас обидел? Вы разочарованы? Чувствуете себя неуверенно? Ревнуете? Устали? Вы можете использовать эти и другие вопросы, чтобы исследовать свои чувства. Когда корень проблемы обнаружен, это помогает нам найти способ для ее разрешения.

Рассмотрение вопроса. В Книге Прит­чей 30:33 говорится:

«Как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.»

Когда эмоции не сдерживаются, они прев­ра­щаются в горечь обид. Так что даже если вы не можете мгновенно избавиться от гнева, осознайте, что вам необходимо это сделать.

Высказывайте то, что вас беспокоит. Некоторые психологи считают, что для здоровья более полезно не держать гнев в себе, а свободно выражать его, не беспо­ко­ясь о том, как это может отразиться на окру­­жа­ющих. Однако верующие люди при­званы к более высоким нравственным стан­дартам. Мы должны тщательно взвешивать свои слова и думать о том, как они могут влиять на других людей. Поэтому я советую прежде высказывать Господу все то, что вас беспокоит. Преклоните колени в уеди­нен­ном месте и скажите Богу все, что у вас есть на сердце. Тогда Он начнет Свое действие в вашей душе и побудит вас к прощению.

Освободитесь от гнева. В Послании к Ефесянам 4:31 сказано:

«Всякое раздра­же­ние и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас.»

В греческом языке слово, которое у нас пере­ведено как «удалить», означает «убирать полностью» или «поднять и бросить». Мы должны облечься в «милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3:12). Такие действия возможны только силою Святого Духа.

Направьте гнев на что-то доброе. Используйте энергию, которую выраба­ты­вает гнев, на совершение более полезных дел. Например, наведите лоск на свой авто­мо­биль, бейте по мячам на площадке для гольфа или, наконец, наведите порядок в своих шкафах.

Оцените пользу. Положительная сторона гнева заключается в том, что он может моти­вировать нас действовать решительно, например, в преодолении проблем или восстановлении справедливости.

Воспрепятствуйте необдуманной реак­ции. Мы не всегда можем избежать гнева, однако нам по силам держать под контролем его крайние проявления. Опре­делитесь заранее, как вы считаете правиль­ным действовать в сложных ситуациях. Поставьте своей целью быть скорыми на слышание, медленными на слова и мед­ленными на гнев.

Держитесь подальше от разгневанных людей. В Книге Притчей 22:24-25 гово­рится:

«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не нау­читься путям его и не навлечь петли на душу твою.»

Не следует даже начинать какие-либо отно­шения с теми, кто постоянно зол. Зем­ной мир полон несправедливости, обид и неприятия. Бывает, что водители не про­пускают нас на дороге, друзья злоупо­тре­бляют нашим доверием или кто-то причин­яет боль нашим близким.

Очевидно, нам невозможно никогда не гневаться. Однако мы можем определить для себя тот путь, находясь на котором, при любых обстоятельствах будем славить Господа. Если верующие люди ведут себя правильно в те минуты, когда их охваты­вает гнев, они могут использовать пре­имущества такого эмоционального состо­яния и свести к минимуму его отрица­тель­ные последствия. Если вы сердитесь прямо сейчас, я молюсь о том, чтобы вы не ждали, когда гнев утихнет сам собой. Признайтесь Господу в своем состоянии и попросите Его освободить вас от душевного возмущения. Я верю, что Бог укажет вам, как вновь направить свои чувства на общение с Ним.

Я также советую всегда помнить о том, как ваш гнев влияет на вас лично, на отношения с другими людьми и общение с Богом. Задумайтесь над тем, стоит ли нанесенная вам обида всех тех негативных последствий, которые гнев может внести в вашу жизнь и в жизни тех людей, которых вы любите. Слушайтесь Духа Святого и пови­нуйтесь Ему! Как можно скорее опре­делите причину вашего гнева и боритесь с ним, бегите от греха, разберитесь в сложив­шейся ситуации и спросите небесного Отца о том, как вам правильно поступить.

Будьте готовы к тому, что Господь станет побуждать вас к прощению, как бы это ни было трудно для вас сделать. Ваше сердце может порою разрываться от нежелания про­щать обидчика. Однако повиновение Господу и прощение человека, причи­нив­шего вам боль, – это верный путь к исце­лению. Именно этот путь поможет сохра­нить вам работу, семью или близкие отношения с любимым человеком. И когда Святой Дух наделит вас этой силой про­щения других людей, вы испытаете в сердце небесный мир и радость, которые Бог одна­жды дарует всем Своим детям.

Гнев и прощение

 

Прощение обладает потрясающей силой. Это Божье решение, которое Он предлагает в качестве универсального выхода из состояния недовольства, враждебности и обид. Избегать встреч с обидевшими вас людьми, мужчинами или женщинами, – не лучший выход из положения. Переход на другую работу, переезд на новое место, поиск иной церкви – все это слабые средства в борьбе с непрощением. И даже если вы умело скрываете свое недовольство от всех людей, даже самых вам близких, вы все равно носите в себе опасный яд. Освободиться от этого ужасного состояния нам возможно только посредством самого искреннего и полного прощения обидевших нас людей.

 

 

 

Два определения

 

Прощение есть отказ от любых обид (гнева), а также от права на отмщение, вне зависимости от того, какой ущерб был нам нанесен.

Непрощение является обдуманным, соз­нательным желанием наказания оби­девшего нас человека, а также отказом забыть при­чи­ненный нам вред.

Препятствия на пути прощения:

 

  • Отсутствие желания: вы не хотите про­щать.
  • Непрестанное прокручивание в памяти того, что произошло: некоторые люди про­должают жить отрицательным опы­том.
  • Гордость: мы можем считать, что другая сторона должна выступить инициатором примирения.
  • Страх, что ваш поступок будет неверно истолкован: некоторые люди противятся прощению, чтобы не выглядеть слабыми, неправильно понятыми или униженными.
  • Дурной совет: друзья даже из лучших побуждений не всегда предлагают нам поступать благочестиво.
  • Частичное прощение: люди нередко для себя разграничивают, какие обиды могут, а какие не могут быть оправданы.
  • Опора на эмоции: не совершайте ошибку, дожидаясь того времени, когда вы почувствуете, что можете простить дру­гого человека.
  • Ожидание быстрых результатов: в действительности процесс прощения может занять определенное время.
  • Доказательство дурных действий против вас: некоторые люди будут тщательно соби­рать информацию о том, что с ними случилось, и все это для того, чтобы только иметь основание не простить своего обидчика.

 

Библия самым недвусмысленным образом учит нас прощению. В Евангелии от Матфея 6:14-15 читаем слова Иисуса Христа о том, что если мы не простим другим людям их согрешений, то и Отец небесный не простит наших грехов. Хотя наши вечные отно­шения с Богом устанавливаются, когда мы принимаем спасение по благодати через веру (Еф. 2:8-9), тем не менее, наше повсе­дневное общение с Ним страдает, если мы отказываемся прощать других людей за их грехи в отношении нас. В Евангелии от Матфея 18:22 находим слова Иисуса Христа, обращенные к Петру, что он должен прощать брата «до седмижды семидесяти раз». Другими словами, христианскому прощению нет предела. Ведь Господь простил каждому из нас столь много грехов, что мы также теперь должны являть милость к людям, которые согрешают против нас (Мф. 18:23-35). Апостол Павел учил верующих:

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.» (Еф. 4:31-32)

Небесный Отец желает, чтобы мы проя­вляли милосердие друг к другу, ибо Он про­сти­рает к нам с высоты Свое великое состра­дание. И мы не можем отказываться прощать других людей, а затем ожидать, что Господь простит нас.

Важные напоминания

 

На верующего человека возложена ответственность бороться с непрощением. Это не всегда легко и быстро сделать. Однако вы не должны позволить этому чувству укорениться в вашей жизни и пре­вратиться в постоянную обиду. Прощать трудно, ибо это дело бескорыстное. Прощение подразумевает ущемление неко­то­рых собственных прав и подавление силь­ных чувств, в то время как противо­поло­жная сторона освобождается от каких бы то ни было обязательств и возмещения убыт­ков. Вы никогда и никого не простите, если будете просто ждать, что, может быть, вам когда-нибудь захочется проявить милость к обидчику. Примите к сведению, что про­щение не обязательно означает, что вы должны придти к обидевшему вас человеку и открыть ему беспокоящие вас мысли. Хотя такая встреча может иметь место, если вы ясно почувствуете, что Господь побуждает вас к этому.

Преодоление гнева прощением

 

Во-первых, хорошо осознайте библейскую истину о том, что вы сами прощены. Бог спас вас своей благодатью, а не потому, что вы этого заслужили. По Своему прои­зво­лению Он предложил вам вечное прощение.

Во-вторых, исповедайте свое духовное состояние Господу. Признайте, что вы были не правы. Подробно расскажите Богу о своих чувствах, гневливости и обидах.

В-третьих, признайте, что непрощение является грехом. Искренне согласитесь с тем, что это нарушение принципов, запи­сан­ных в Божьем Слове.

В-четвертых, попросите у Господа проще­ния. Вам также может понадобиться при­знаться другому человеку в том, что вы вели себя неправильно по отношению к нему.

Наконец, всерьез отнеситесь к своему гневу. Силою Святого Духа и усилием вашей воли освободитесь от этого чувства!

Полезные рекомендации

 

Бог откроет вам, следует ли признаться в своем непрощении тому человеку, который вас обидел. Если вы поведете себя пра­вильно, то можете стать инструментом в Божьих руках также для исцеления душ других людей. Однако постарайтесь попро­сить прощения у своего обидчика таким образом, чтобы при этом не вдаваться в подробности, почему его поведение или слова некогда причинили вам боль. В противном случае, вы можете только усугубить свои разногласия с ним.

А как быть, если обидевший вас человек уже умер? Если вы не можете встретиться с кем-то лично, то я советую вам поставить два стула напротив друг друга. Сядьте на одном из этих стульев и представьте известного вам человека сидящим лицом к вам. Затем просто скажите своему вообра­жаемому собеседнику то, что у вас есть на сердце, признав, что вы до сего дня носили в себе обиды. Вы можете поступать таким же образом, когда у вас возникают труд­ности с прощением кого-либо из ныне здравст­вующих ваших знакомых, прежде чем вы попытаетесь встретиться с ними лично.

Как удостовериться в прощении

 

Вот несколько ясных признаков того, что ваше прощение является подлинным. Отри­цательные эмоции, которые у вас пре­обладали по отношению к обидчикам, сме­нились сочувствием к ним. Хотя эти люди, возможно, ничуть не изменились, вы стали способны принять их, не ощущая привкуса горечи. Кроме того, вы стараетесь понять, почему они поступили таким образом. Также вы будете чувствовать себя благо­дарными за то, что Господь позволил вам приобрести этот трудный жизненный опыт, из которого вы больше узнали о могуществе Его благодати.

Добрые христиане не должны таить в своем сердце гнева, непрощения, злобы и обид. Нам дана чудесная возможность освободиться от всех темных чувств, которые держат многих других людей в кабале. Мы способны сбросить с себя цепи, которые сковывают души людей и удерживают их на пути самоуничтожения, препятствуют проявить милосердие к ближ­нему. Когда Бог напоминает вам о тех людях, которых нужно простить, я надеюсь, вы не будете больше игнорировать Его голос. Я молюсь о том, чтобы вы мудро и мужественно встали на этот путь. Поз­вольте, друзья, небесному Отцу освободить вас от гнева. Вы никогда не пожалеете об этом!