ПРЕОДОЛЕТЬ ГОРЕЧЬ ОБИДЫ

ПРЕОДОЛЕТЬ ГОРЕЧЬ ОБИДЫ

 

Если вас попросят составить словесный пор­трет мрачного человека, то, скорее всего, вы его изобразите как личность с трудным характером, сосредоточенным на самом себе, едва способным сквозь зубы поздороваться с окружающими. Старое англий­ское слово curmudgeon (скряга, вор­чун) используется для описания данного рода людей, сварливых и вечно всем недо­вольных.

Более современные характеристики для таких характеров: «ведет себя вызывающе», «злится из-за неудач в прошлом». Некоторые люди постоянно держатся так, будто «кто-то им что-то должен», и потому срывают свою злость на окружающих.

Таких конфликтных людей трудно не заметить, ибо их поведение очевидно. Однако вы, возможно, удивитесь, когда узнаете, что очень многие внешне приятные люди в глубине души не менее ожесточены. То есть внутри их присутствуют горький корень, который затем вызывает к жизни недобрые мысли, произволения и чувства, однако сами люди об этом не догадываются.

Что это такое?

Ожесточение, мрачное настроение – это состояние сердца. Говоря простым языком, это глубоко укоренившаяся обида, недо­вольство пережитыми прежде бедами, разо­ча­рованиями, некие эмоциональные раны. Такое состояние свидетельствует о серьёз­ном недостатке прощения или о духе непро­щения, поселившемся в сердце и оказы­ва­ющем влияние теперь на все стороны жизни.

Вы когда-нибудь видели сорняк кудзу?

Это растение широко распространено на юге Соединенных Штатов, в теплом и влажном климате. Маленький росток кудзы, попадая на благоприятную почву, начинает стремительно расти. Если его не уни­что­жить сразу, последствия будут весьма печаль­ными. Обвивая все на своем пути, кудза может с легкостью погубить даже силь­ные деревья, лишив их доступа к свету. И все это разрушительное действие проис­ходит от одного невинного на первый взгляд растения.

Так же действует и ожесточение на сердце человека. Оно произрастает из малой и, казалось бы, незначительной обиды или цепи обид. Как только дух непрощения про­никает в человека, все, что нужно для после­дующего, это немного времени и удобрений, которые вскоре взращивают недо­вольство и ведут к неразрешимым конфликтам.

Есть рассказ о двух сестрах, которые не раз­говаривали друг с другом более двадцати лет. Почему это случилось? Можно было бы предположить некую серьезную причину, вставшую на пути их взаимоотношений, однако на самом деле все было не так. Одна из сестер непреднамеренно совершила посту­пок, который не понравился второй. И вот эта вторая сестра в ответ произнесла какие-то слова, оскорбившие первую. Никто из них затем не попросил прощения и не попытался примириться. Шло время, напря­жение в отношениях сестер не проходило, и в итоге произошедшая некогда небольшая размолвка приобрела невероятные мас­штабы. Мы смеемся над понятием «ссора Хатфилдов и Маккоев», беспричинной и бес­конечной склокой, но именно таковы плоды всякого ожесточенного сердца.

Обида как выбор

Трагическим побочным эффектом обиды нередко становится чувство безнадежности. Те, кто страдают от духа непрощения, начи­нают испытывать обманчивое бессилие. Они могут полагать, что жизненные обстоя­тельства сделали их такими, какие они есть, и с этим ничего уже не поделаешь. У некоторых из них вырабатывается комплекс жалости к себе, и поэтому они ищут посто­янного внимания и симпатий со стороны людей, пытающихся им помочь. Когда страдающих от непрощения призывают быть благодарными за все, что им было даровано в жизни, они говорят в свое оправ­дание: «Но вы же не знаете, что я пере­жил», или «я заслуживаю лучшего поло­жения, чем то, которое у меня сейчас».

Очень важно осознать, что человеку не сле­дует поддаваться обидам в ответ на испы­тан­ную личную боль или особые жизненные трудности. Когда дела идут плохо, люди не становятся неизбежно ропотниками, хули­телями или циниками.

Если у какого-то человека когда-либо и было веское основание для обиды на весь мир, то это у Фанни Кросби, слепой жен­щины, известной сочинительницы гимнов, жившей во второй половине XIX века. Она не родилась слепой. Вот как Фанни сама описывала свою жизненную трагедию:

«Когда мне было всего полтора месяца от роду, небольшая простуда вызвала воспа­ление глаз. Послали за семейным врачом, но его не оказалось дома. Тогда ко мне при­гласили незнакомого доктора. Тот прописал горячие припарки, которые затем и лишили меня зрения. Когда известие об этом несчастье распространилось по округе, неза­да­чливый доктор предпочел быстро уехать, и мы о нем никогда больше не слы­шали. Однако я ни на минуту, более чем за восемьдесят пять лет своей жизни, не почувствовала ни малейшего возмущения по отношению к этому человеку, потому что я всегда верила, от юности моей и до сего дня, что благой Господь в своей бес­ко­нечной милости таким путем благословил меня на сей труд, который мне по-преж­нему позволено совершать. Если я познала Его милосердие и любовь, если испытала благословения более других смертных, если счастье наполнило мое сердце до самой глубины – как я могу роптать?» (Fanny J. Crosby: An Autobiography; Baker Book House, 1986).

Что за удивительный ответ на «несправедливое» бедствие! Событие, кото­рое отвратило бы от Бога большинство дру­гих людей, сделало эту женщину столь близ­кой к Нему. Она даже считала себя более благословенной в сравнении с другими. Дан­ная оценка событий может показаться невероятной, почти сверхъестественной, однако в определенном смысле так все в действительности и было. Люди на земле, взирая на жизненные трудности, трагедии и надежды, не способны понять их. Одной из причин этого является обида за пере­житую боль, смысл которой человеку часто остается недоступен.

Вот почему ясное понимание присутствия Божьей любви в мире имеет столь большое значение при обсуждении темы горьких обид. Если вы принадлежите Богу – то есть уверовали в Иисуса Христа как Спасителя – у вас появляется стойкое убеждение, что страдание имеет свою цель. Послание к Римлянам 8:28 гласит:

«Притом знаем, что любящим Бога, при­званным по Его изволению, все содействует ко благу.»

Этот стих – обещание, гарантия от Самого Господа, что Он в Своей премудрости и неизмеримой любви стоит за всеми обстоятельствами вашей жизни, включая слова и события, которые причинили вам большую боль.

Очертания боли

В Ветхом Завете есть история о некогда счаст­ливом человеке по имени Иов, кото­рый затем претерпел невыразимые страда­ния.

Он был успешен во всех делах, обладал значительным состоянием. У Иова была боль­шая дружная семья, он пользовался поче­­том и уважением у своих соплемен­ников (Иов, гл. 1). И в отличие от людей, ставивших материальное благополучие на первое место, Иов вовсе не искал удо­вольствий и не заразился высокомерием. Мы читаем о нем в первом стихе:

«И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла.»

Затем Иов стремительно теряет все: его скот крадут или убивают безжалостные кочев­ники, слуги погибают, сыновья и дочери умирают под завалами дома, разрушенного сильной бурей. Удивительно, но Иов не побежден отчаянием даже в самый драма­тический момент. Его ответ на постигшую беду всем хорошо известен:

«Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21)  

Как будто для одного человека было еще недо­статочно произошедшей трагедии, Иов теряет здоровье, его тело покрывается про­ка­зою с головы до ног, и все это сопро­во­ждается ужасным зудом, жаром, червями в язвах и ужасной болью (главы 1, 7, 30). Жена Иова, практически единственный чело­век, кто не убежал от него с отвра­ще­нием, спрашивает мужа, почему он не похулит Бога, который поступил с ним так. Иов отвечает ей:

«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2:10).

Прежде чем вы отмахнетесь от истории Иова, как невероятного примера слепой пре­данности и смирения, вспомните, что повествование на этом не заканчивается. Представленные нами события происходят в первых двух главах, однако в Книге Иова насчитывается 42 главы. Что же происходит дальше? Писание много места отводит ответам Иова трем его бывшим друзьям, утверждавшим, что он наказан Богом за какие-то грехи в своей жизни. Защищая собственную невиновность и испытывая непрекращающуюся физическую боль, Иов на какое-то время поддается общему для всех страдальцев искушению – в нем говорит обида.

Например, он сетует: «Буду жаловаться в горести души моей» (Иов 7:11). Находясь в глубокой депрессии, Иов скорбит о тех днях, когда он был зачат и рожден, сожалеет, что не умер сразу же, как появился на свет (Иов 3:11-13). В то время как ложные утешители продолжали обвинять Иова в тайных гре­хах, сам он настаивал на том, что абсо­лютно ни в чем не виновен пред Господом. Такая самооценка, конечно, была бы невер­на в устах любого человека.

Наконец, некий юноша, стоявший поодаль и только слушавший, выходит вперед. Его имя Елиуй. Поскольку он был значительно моложе Иова и его друзей, он не решался говорить сразу (Иов, гл. 32). Слова Елиуя – очень яркие и необходимые для Иова, в то время испытывавшего жалость к самому себе. Елиуй не был жестокосердным человеком, однако он усмотрел Промысел Божий в страдании Иова. Елиуй также почувствовал, что Иов утратил близость с Богом.

Бог в Своей суверенной власти и любви не определил для Иова бесконечных стра­да­ний. Господь желает, чтобы Иов прилепился к Нему, осознав свою полную зависимость от Создателя и проявив послушание, ведь только Бог силен позаботиться о нем и избавить от бедствий. Только тогда, когда Иов смиренно признает право Бога совер­шать все в жизни человека по Своему жела­нию, страдалец может испытать облегчение, источник которого – Бог (Иов 32:23-28).

В конце книги Сам Господь проговорил к Иову с великой силой, прямотой и божест­венным состраданием. Эти слова касаются сути отношения праведника к постигшей его беде. Ответ Иова также является чудес­ным примером смиренного преклонения перед Господом:

«Знаю, что Ты все можешь, и что наме­рение Твое не может быть остановлено… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:2, 5-6).

И тогда Господь являет полноту Своей милости к Иову, дарует ему совершенное здо­­ровье, еще большее богатство и много­кратно умножает Его семью. Так всякий раз, когда мы отвечаем со смирением серд­цем на исправления нашей жизни Богом, Он изливает на нас великие благословения.

 

Боль, имеющая смысл

Книга Иова наполнена многими чудесными откровениями о Боге, о том, как Он совер­шает Свое водительство в жизни людей. Однако мы не ставим своей целью всесто­ронне исследовать тему страдания. Наше желание, скорее, показать, как действует Господь в жизни страдающего человека. Прежде чем вы сможете научиться прощать тех людей, которые причинили вам боль, необходимо ответить на фундаментальный вопрос, почему Бог порою допускает в вашей жизни слова и события, которые глубоко ранят сердце.

Кэрол Мейхолл в книге «Помощь Господа в моей многотрудной жизни» рассматривает некоторые распространенные вопросы о Божьем всевластии применительно к нашей теме:

«Я боролась и стремилась понять те аргументы, которые люди предлагали для объяснения существования боли. Часто слышалось: „Это от сатаны. Бог никогда не хочет, чтобы такое случалось!“ Или еще такое развитие данной мысли: „Если бы ты хорошо молилась, ничего подобного бы не случилось!“»

«Людям, которые говорили так, мне хотелось в ответ воскликнуть: „Вы хотите сказать, что это моя вина? Или сатана имеет больше власти, чем Бог? Или вы думаете, что текст из Послания к Римлянам 8:28 следует читать: ‘Притом знаем, что любящим Бога все содействует ко благу, если вы усердно молитесь о поражении врагов’? Но это будет не по Слову Божьему! Как же вы можете так говорить?»…

«В Своем всемогуществе Господь видит вражескую стрелу, летящую в меня. Бог может послать защиту свыше, чтобы отра­зить эту стрелу. Но Он в Своей премудрости знает, что данное несчастье необходимо для обретения мною терпения. Поэтому Господь попускает стреле настичь меня, так же, как это некогда случилось в жизни Иова»…

«Мы не уподобимся образу Христа полно­стью до тех пор, пока не перейдем в веч­ность. Однако Господь помогает нам в этом духовном процессе. Хотя могут быть и дру­гие причины для боли и страданий в нашей жизни, всё-таки это самая важная из них».

Нам следует понять, что никакие жиз­нен­ные обстоятельства, будь то в прошлом или настоящем, не являются случайными. Сущест­вует возможность не блуждать в лаби­ринте догадок и неопределенности, сетуя на то, что человеку не известен оттуда счастливый выход. Бог говорит, что Им предусмотрено для нас только благое (Иер. 29:11-13). Таким образом, следует дове­риться Ему даже в трудные времена, потому что Он непрестанно заботится о нас.

Выдержать испытание страданием

Как уже было сказано, многие люди, стра­дающие из-за укоренившейся в сердце горечи обид, не осознают своей проблемы. С тече­нием времени у таких людей появля­ется соблазн оправдать свои давние обиды, и это выглядит для них по-своему естест­венно и невинно.

Горький осадок в сердце всегда в той или иной форме включает в себя ненависть, которая может распространяться на Бога или людей. Вы можете подумать: «У меня нет ненависти ни к кому». Ненависть – сильное чувство, которое может произ­водить в уме картины убийства ваших недо­брожелателей, когда вы в приступе ярости прибегаете к той или иной форме насилия. Однако подлинный смысл нена­висти включает в себя много большее, чем только возможные физические действия. В Послании к Ефесянам 4:31 говорится:

«Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас».

Все эти чувства и эмоцио­нальные оттенки являются составными частями ненависти и тесно связаны с горечью обид.

Вы можете проверить себя, чтобы лучше понять, как болезненные переживания прош­­лого превращаются в глубокие личные обиды. Следующие вопросы помогут при­открыть некоторые тайны вашего сердца.

  • Охватывают ли вас болезненные воспоминания, которые подолгу не уходят и которые, при всем вашем старании, не удается подавить?
  • Вызывает ли такое воспоминание ту же эмоциональную реакцию сегодня, как и в тот день, когда произошло неприятное событие?
  • Вы воспроизводите в памяти данное собы­тие снова и снова, пытаясь найти для себя какие-то другие слова и варианты действий, при которых обстоятельства могли бы сложиться по-другому?
  • Существует ли человек, которому вы можете сказать добрые слова или продолжить с ним вежливое общение без ощущения дискомфорта или раздражения?
  • Вы когда-нибудь хотели, чтобы другой человек испытал последствия от некой обиды?
  • Существует ли такое место, посещать кото­­­рое вы не хотите, потому там с вами однажды случилось что-то неприятное?

Если вы ответили утвердительно на боль­шинство из данных вопросов, вероятно, в вас происходит внутренняя борьба с какими-то тайными обидами. При этом отметьте для себя, что помнить старые переживания – нормальное состояние, и нет ничего необычного в том, чтобы не хотеть возвращаться на место, связанное с непри­ятными событиями. Вы никогда не забудете полностью того, что с вами случилось, однако если память продолжает выдавать вам интенсивные отрицательные эмоции, то можно быть уверенным, что с духовной точки зрения вы находитесь в опасности.

В поиске исцеления

После любой пережитой боли, жестокости или страдания, у вас, в сущности, есть два варианта, как можно ответить на случив­шееся: либо полностью простить обидчика, либо потребовать от него возмещения при­чинен­ного вам ущерба. Поначалу склады­вается впечатление, будто второй вариант, при котором обидчик держится «на крючке», является более приемлемым и желательным, особенно в том случае, если человек этот каким-то образом участвует в событиях вашей жизни.

Вы, наверное, уже осознаете, что не можете игно­рировать былые боли и просто наде­яться на то, что они вскоре уйдут. Пого­ворка «время лечит старые раны» – заблу­ждение, мешающее многим людям всерьез и незамедлительно обратить внимание на существующие проблемы. В действитель­ности упущенное время способствует тому, что полученные раны начинают гнить и затем ведут к серьезным душевным рас­стройствам.

Яд непрощения наносит ущерб всем сторо­нам человеческой личности. Сердце, напол­ненное ненавистью, становится заложником собственной враждебности и уже не в состоянии полюбить или принять чью-то любовь. Человек делается бесчувственным, и его суровость постепенно оказывает влия­ние на окружающих людей. Напряжен­ность, тревога и чувство вины, загнанные глубоко в сердце, нередко проявляются вне­зап­ными вспышками суровой критики своей семьи и друзей, а также общим разо­ча­рованием в жизни. Часто порывы гнева случаются из-за ничтожного повода.

Женщина, испытавшая обиду из-за неудач­ного замечания по поводу ее лишнего веса, напри­­мер, не обязательно тут же выказы­вает недовольство задевшему ее человеку. Но обидные слова оставляют осадок в сердце. В следующий раз, когда она отпра­вляется в магазин за покупками и видит там стройную девушку, неприятные мысли всплывают в сознании, и обиженная жен­щина вдруг начинает ненавидеть саму себя. В таком случае неразрешенный конфликт пре­вращается в тайную обиду, что приво­дит к раздраженному состоянию и общей пониженной самооценке. А проблема с само­оценкой, в конечном итоге, оказывает влияние на многие другие стороны жизни этой женщины.

Единственное лекарство для страдающего сердца – это безоговорочное и полное про­щение. Ничто другое не даст подлинного исце­ления. Однако проблема в том, что люди боятся даже самой идеи прощения. Ведь если вы по-настоящему кого-то про­стили, то теряете свое право отомстить обид­чику. Многим акт мести предста­вляется вожделенным, однако в действи­тельности облегчение тогда придет к вам ненадолго.

Если вы чувствуете, что ваша боль слишком глубока, и вы не сможете с легкостью про­стить обидчика, по доброте своего сердца, – в этом вы абсолютно правы. Вы не спо­собны никого прощать собственными сила­ми! Только Господь может это сделать. Ефесянам 4:32 учит:

«Будьте друг ко другу добры, состра­да­тельны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.»

То есть: вы можете простить людей, кото­рые обидели вас только потому, что Иисус Христос совершил Свой голгофский подвиг.

Единый безгрешный претерпел жестокую смерть вместо вас, взяв на Себя все ваши грехи, чтобы вы «в Нем сделались правед­ными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Когда вы обретаете личную веру во Христа, сознаете то, что Он сделал для вас, и провозглашаете Его вашим Господом и Спасителем, то очищаетесь и освобождаетесь от всякой вины (Рим. 6:6-11). Ваш долг уплачен в полной мере, независимо от того, насколько он был большим.

И теперь, посредством благодати Божьей, вы можете прощать других людей. Вы не имеете права упорствовать в обиде или умно­жать зло. Если вам было прощено нам­ного большее и заплачена наивысшая цена, как можете вы теперь отказываться посту­пать милосердно? Ваше прощение других людей должно быть столь же бескорыстным и безграничным, как это сделал для вас Христос.

В своей книге «Исцеление разбитого сердца» Дэвид Симендс показывает связь между Крестом Голгофы и человеческим страда­нием:

«Существует библейский способ борьбы с любой душевной болью, тянущейся за нами из прошлого. Божий путь выходит далеко за рамки только прощения и отказа от обид. Бог берет грехи, неудачи и боли, прежде имевшие место в нашей жизни, и с любовью наполняет их Своим высшим смы­слом и потому совершенно изменяет их…

Наилучшей иллюстрацией этого факта явля­ется Крест Голгофы. Там Господь претерпел муки, которые, с человеческой точки зре­ния, были ужаснейшей несправедливостью и величайшей трагедией в истории, однако все это Бог обратил в самый возвышенный дар людям, в дар спасения…

Вы являетесь частью освобожденной от бре­мени долгов христианской общины?

Каждая церковь должна быть сообществом свободных людей, в котором мы любим других, потому что сами любимы. При­нимаем других, ибо сами были приняты. Благословляем всех, потому что сами обрели благословение, познали радость, узрев Господина своего, порвавшего на мелкие кусочки наши долговые расписки, которые мы были не в силах уплатить…

И потому, как Господь освободил нас, так и нам надлежит освобождать других людей и таким образом являть Божью благодать и любовь. Апостол Павел выразил эту истину следующими словами:

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.» (Рим. 13:8)

Насколько далеко простирается прощение?

Поскольку прощение необходимо для исце­ления от обид, мы должны научиться вла­деть своими чувствами. Безграничное про­щение может показаться трудным и даже пугающим начинанием. Но разве прощение человека, независимо от его поведения, делает вас уязвимыми? Или, быть может, вас ранили в жизни слишком часто и глу­боко, так что теперь обидчикам нет про­щения? Апостол Петр размышлял над этими вопросами. Он хотел знать, сколько раз ему надлежало прощать тех, кто обидел его. Собственное предложение делать это до семи раз казалось ему вершиной мило­сердия. А теперь представьте себе уди­вление Петра, когда Иисус Христос сказал: «до седмижды семидесяти раз» и поведал Своим ученикам памятные истории, записанные в Евангелии от Матфея 18:21-35.

Некий царь захотел «сосчитаться с рабами своими». Кто-то был должен ему совсем немного, но были и большие должники. Один подданный задолжал государю десять тысяч талантов, что оценивается сегодня приблизительно в 10 миллионов долларов. Неудивительно, что у того человека не оказалось достаточно средств, чтобы рас­платиться, и никогда бы он не рассчитался с таким огромным долгом. Тогда царь решил продать этого должника и всю его семью в рабство. Однако бедняга столь слезно просил о пощаде, что государь сжалился и простил ему долг полностью.

Какую радость должен был испытать тот счастливец! Однако первое, что сделал тот человек, покинув дворец, – схватил своего ближнего, задолжавшего ему небольшую сумму и стал угрожать ему. Тот долг был в пределах заработной платы за один трудо­вой день, однако сердце заимодавца не смя­гчилось, и он посадил несчастного в долго­вую тюрьму. Очевидно, что жестокий заимо­давец нисколько не осознал, какая великая благодать была явлена ему самому. Он продолжал цепляться за записи долгов, даже когда его собственные долги были уже прощены.

Мы можем сегодня пойти по пути того небла­го­дарного раба, а можем получить свободу от удушающих обид.

Что делать с обидами

После того как вы признаете, что держите обиду в сердце и согласитесь с тем, что единст­венным средством исцеления явля­ется прощение силою Иисуса Христа, заклю­чительным шагом на этом благо­сло­венном пути для вас станет повиновение Господу и желание, чтобы Он Сам все наладил в вашей жизни.

Этот процесс может быть мучительно труд­ным, особенно если вы долгое время таили свои обиды, так что те даже стали в какой-то мере уже частью вашей жизни. Не все готовы к таким решительным переменам. Также при рассмотрении вопросов, связан­ных с прощением, будьте осторожны, что не поддаться распространенным заблужде­ни­ям на эту тему.

Прощение отнюдь не означает оправдание или поддержку противоправных действий по отношению к вам. Такие слова, как: «у нее была трудная жизнь», «уж такой он человек» или «все делают ошибки» – не устра­няют и не смягчают факта престу­пления. Столкнувшись с перспективой борьбы со страданием, некоторые люди вовсе отрицают, что преступление против них имело место, или говорят о том, что это была их собственная вина, и они получили то, что заслужили. Однако подобное поведение является фактически прятаньем головы в песок и не может устранить горечи обид.

Как же противостоять тем, кто обидел вас? Ответ на этот вопрос в какой-то мере зависит от того, что за человек перед вами. Может быть, это член семьи или близкий друг, некто, с кем вы находитесь рядом каждый день или часто видитесь. Или, напротив, этот человек живет от вас очень далеко и малодоступен для общения. Бывает также, что ваш обидчик уже умер, и вы лишены возможности говорить с ним лицом к лицу.

В любом случае есть одно общее правило, которого следует придерживаться: ваши внутренние проблемы и переживания не должны причинить вред обидчику. В некоторых случаях оскорбления или душевная боль бывают столь серьезны, что имеет смысл обратиться за помощью к пастору или хорошему христианскому душепопечителю. Состоится ли у вас личная беседа с обидчиком или вы обратитесь к нему мысленно, все равно вам необходимо выделить определенное время исклю­чи­тельно для преодоления ваших душевных переживаний.

Оглядываясь назад и вспоминая, как слу­чилась ваша беда, говорите об этом честно: что именно вы испытывали тогда и что чувствуете теперь. Ничего не утаивайте (кроме не относящихся к делу подроб­ностей). Определите, что причинило вам нравст­венную боль, точные слова и кон­кретные поступки, которые нарушили ваш душевный покой. Когда вы это сделаете, то непременно заметите, как ваш гнев начнет постепенно утихать, а подавляемые долгое время эмоции, наконец, получат освобо­ждение.

И тогда вы должны сознательно простить всех людей за доставленные вам обиды. Помните, что этот поступок является воле­вым актом, а не порывом чувств, которые в такой момент могут пребывать в смятении. Скажите вслух: «Я хочу простить тебя за то, что…» и повторите еще раз свою обиду. В завершении своих слов твердо скажите: «я освобождаю тебя от этого долга!» Когда вы встретитесь с бывшим обидчиком и не най­дете в своем сердце никакого осуждения, знайте, что вы уже на пути к своему полному исцелению и обновлению.

Начало пути

Псалом 31:1 гласит: «Блажен, кому отпу­щены беззакония, и чьи грехи покрыты!» Практический результат, полученный нами, есть чувство свободы и радости, которые ни с чем несравнимы, особенно если вы на протяжении длительного времени жили с обидой в сердце.

После того как вы простите своего обид­чика, вам необходимо также убедиться в том, что вы простили самих себя. Очень часто переживания прошлого в какой-то мере влияли на ваши поступки, например, вы неправильно реагировали на некоторые события или были эмоционально несдер­жанны. Даже если вы не несли в полной мере ответственности за то, что случилось, в таких случаях нередко остается чувство вины или другие подобные переживания.

Когда вы прощаете себя или признаете ложной вину за случившееся, вы тем самым приглашаете Бога восстановить свою лич­ность в полной мере после духовного упа­дка. Чувство стыда может скрыть другие ваши эмоции, возводя барьеры, препятст­вующие вам принять любовь Бога и окру­жа­ющих людей. Однако Господь желает, чтобы вы обрели свободу, безопасность и святость, для чего вы призваны в Иисусе Христе. Надежда звучит в обетовании Посла­ния к Римлянам 8:1, и эти слова обра­щены к вам:

«Итак, нет ныне никакого осу­ждения тем, которые во Христе Иисусе:»

Из жизненного опыта вы знаете, что душев­ные переживания связаны не только с вашим прошлым. По мере духовного роста в Господе вы, безусловно, будете вновь про­ходить и через долину страдания. Порою это будет следствием недобрых слов и поступ­ков тех людей, кому вы доверяли. При­нципы преодоления обид остаются дейст­венными во всякое время, используйте их в трудную минуту, когда подвергаетесь оскор­блениям. Если душевная боль настигла вас, не следует ничего выжидать. В Посла­нии к Ефесянам 4:26-27 читаем:

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу:»

Горький корень, может появиться в любой момент, если вы нечувствительны к руко­водству Святого Духа в своей жизни.

Вы будете развивать христианские добро­детели, любовь и стремление прощать уже потому, что вы осознали свой выбор в Господе и помните о Его безграничном милосердии. Апостол Павел напоминает, каким должно быть наше повседневное хождение пред Господом:

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.»  (1 Тим. 1:15-16)

Когда вы показываете на деле реальность того, что Христос совершил для вас, т.е. прощаете людей, причинивших вам боль, сердце наполняется непрекращающейся радостью и испытывает подлинное освобо­ждение. Самое же главное – отныне ваш освобожденный от горечи обиды дух будет указывать всем окружающим на истинный источник прощения и милости.