ВО ВРЕМЯ БОЛЬШОЙ БЕДЫ

ВО ВРЕМЯ БОЛЬШОЙ БЕДЫ

 

26 декабря 2004 года неподалеку от западного побережья Индонезии произошло мощное землетрясение с магнитудой 9 бал­лов по шкале Рихтера. Эпицентр земле­трясения находился под водой, ­ в 100 милях от острова Суматра. Сдвиг тектонических плит на дне Индийского океана вызвал гигант­ское цунами, которое в скором вре­мени достигло берегов Шри-Ланки, Индоне­зии, Индии, Таиланда и ряда других стран, неся повсюду смерть и разрушения. Чудо­вищные волны вырывали детей из рук мате­рей, поглощали целые семьи, полностью уни­ч­то­жали прибрежные селения. Более 150.000 человек погибли. В их числе ока­зались люди со всего земного шара: местные жители, туристы из многих стран, люди раз­ных поколений – от малых детей до стари­ков. Мы узнавали из выпусков новостей, как разворачивалась эта ужасная драма, и наши сердца переполнялись страхом и болью. Многие люди тогда находились в каком-то оцепенении, не понимая, как и почему такое могло случиться, и почему Бог это допустил.

 

Во время любой катастрофы люди задают такие вопросы: где был Бог, когда это про­и­зо­шло? Почему Он не воспрепятствовал ужас­ному бедствию? Означает ли это божест­венный суд над определенной груп­пой людей? Принимал ли Господь участие в случившемся или это лишь удары слепой стихии?

Порой мы испытываем чувство вины, зада­вая подобные вопросы, однако важно помнить слова Христа, произнесенные им на кресте Голгофы:

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»  (Мф. 27:46)

В трудные времена, наверное, неизбежно задаваться вопросом: почему («для чего»)?

Как правило, люди отвечают на данный вопрос, основываясь на своем личном опыте общения с Богом (даже если этот опыт невелик) и на своем познании Свя­щенного Писания (даже если мало разумеют его). Таким образом, возникают самые противоречивые, субъективные суждения о том, какой есть смысл в бедствиях и страда­ниях людей. Большинство предлагаемых объяснений далеки от библейских, но, тем не менее, нам часто приходится слышать, что кто-то их принимает за истину. Будучи христианами, мы имеем доступ к надеж­ному источнику истинного познания, к Слову Божьему. Из Священного Писания мы получаем самые достоверные и полезные для душ наших сведения.

Среди бескрайнего зыбкого моря житей­ских вопросов все же существует твердая почва, на которую мы можем стать уверен­но. Хотя, на первый взгляд, такая уверен­ность выглядит странной: мы точно знаем, что жизнь человеческая скоротечна, и мы не властны над внешними обстоя­тельст­вами. В окружающем нас мире есть нечто более могущественное, чем мы со своими планами. Когда приходит беда, она касается нас не только на национальном или между­народном уровне, но также влияет на нашу личную жизнь. Несмотря на то, что Бог не дает нам буквальных ответов на все бес­численные вопросы повседневной жизни, Он сообщает вполне достаточно, чтобы мы жили с уверенностью в сердце и имели дове­­рие к Его предвечному плану и всемогу­ществу.

Итак, что мы знаем твердо из Божьего Слова:

1) Бог все держит в Своей руке

 

Псалом 102:19 гласит:

«Господь на небе­сах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.»

Это означает, что Богу подвластны все земные времена, люди и природа, а также все события, когда-либо имевшие место. Разве Бог не знал о цунами, прежде чем оно возникло? Разумеется, знал. Мог ли Он его остановить? Да. Почему же Он тогда допу­стить такое ужасное бедствие? Никто из нас этого не знает. Человеческий ум ограничен. Есть вещи, которых мы просто не в силах понять, потому что мы слишком привязаны к земному. Во Второзаконии 29:29 сказано: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.»

Бог ясно показывает людям все то, что мы в состоянии понять, и это угодно Господу, дабы мы могли повиноваться Ему без смущения. В то же время наша неспо­собность уразуметь многие Божьи пути ничуть не умаляет его абсолютного все­властия в мире.

2) Бог заботится о каждом человеке

  

В Евангелии от Матфея 10:29 говорится о том, что Божья любовь и забота распрост­раняются даже на самое малое Его творение:

«Не две ли малые птицы прода­ются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего.»

В этом тексте не упоминаются какие-то дорогие певчие птицы или особенно краси­вые из них, но Господь намеренно выделил живое существо, которое оценивалось в поло­вину самой мелкой монеты того вре­мени. И если Бог заботится даже о такой ничто­жной малой птице, то, конечно, никакая сторона человеческой жизни не останется без Его небесного попечения. Господь любит каждого человека, и святого, и грешного, а вот как мы ответим на Его любовь – это уже другой вопрос. Так в трудных жизненных обстоятельствах, когда мы не понимаем смысла происходящего, чувствуем себя беспомощными и недоуме­ваем, почему произошла трагедия, мы можем быть уверены, что Господь по-преж­нему рядом с нами и заботится о нас.

3) Бог желает спасения всех людей через веру в Иисуса Христа

  

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.»  (Ин. 3:16-17)

Религии всего мира исповедуют богов, отличительными чертами которых является суровость и стремление наказывать непо­слуш­ных. Однако Бог Библии, прежде всего, есть Бог любви. Евангелие от Иоанна 3:16 говорит нам о том, что Отец небесный так возлюбил мир, – включая те страны, кото­рые пострадали от разрушительного цунами, – что отдал Своего единственного Сына, чтобы помочь человечеству избежать духовной смерти и жить вечно. Этот еван­гельский стих подчеркивает тот факт, что Иисус пришел, чтобы спасти, а не судить мир. Крест стал удивительным выражением Божьей любви – там, на Голгофе, Божий Сын претерпел ужасные унижения и стра­дания ради нас с вами, чтобы в полной мере искупить грехи всего человечества. Наш Создатель хочет, чтобы мы испове­довали Его как нашего небесного Отца, а Его Сына – как нашего Спасителя, чтобы мы могли иметь личное общение с Ним. И не столь важно, в каком положении мы сего­дня находимся, какую боль, отчуждение и страдание испытываем, насколько глубоко грех в нас укоренился, – мы знаем навер­няка, что Божья любовь к Своему творению неизменна.

4) У Бога всегда есть цель

  

Господь не поступает в зависимости от сло­жившихся обстоятельств, Он Сам фор­ми­рует все обстоятельства. Например, израильтяне, которые взывали к Богу о помощи, по-видимому, задавались вопро­сом, почему Он допустил ущемление их свободы фараоном, и вообще контролирует ли Он сложившуюся ситуацию (Исх. 3:9). И все же, Послание к Римлянам 9:17 свиде­тельствует о том, что все это происходило с ведома Божьего:

«Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.»

Подобным образом распятие Иисуса Христа для кого-то выглядит лишь резуль­татом заговора Его врагов, однако Деяния Святых Апостолов 4:27-28 открывает нам, что все случившееся было частью Божьего предопределения. Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы отдать Свою жизнь «для искупления многих» (Мф. 20:28). С земной точки зрения, Спаситель умер в результате Его распятия римлянами, вследст­вие определенных действий, пред­прин­ятых врагами. И все же именно Господь определил, что так должно было случиться. Важно осознать ту истину, что хотя у Бога всегда есть веские причины для тех событий, которые Он инициирует, мы часто не понимаем Его целей, а Господь не обязан нам их всякий раз объяснять. В то же время мы можем довериться Богу, утверждая, что Его цели всегда праведны и что Он будет использовать любые жизнен­ные обстоятельства для нашего духовного блага, ибо Он так обещал (Рим. 8:28).

Если обычные люди способны видеть события только со своей, крайне ограни­ченной точки зрения, небесный Отец усма­три­вает, как все происходящее на земле слагается вместе в Его общем замысле для нашего мира. Поэтому любые бедствия Господь рассматривает иначе, чем это делаем мы. Бог допускает великие бедствия на земле с определенной целью, возможно, сегодня известной лишь Ему одному. Но какой бы ни была подлинная Божья причина, позволившая в 2004 году слу­читься ужасному цунами, мы можем уве­ренно сказать, что с тех пор весь мир зна­чи­тельно приблизился к осознанию того, насколько хрупка человеческая жизнь.

Каждый из нас должен помнить, что когда приходит беда, все то, на что мы уповали в жизни, подвергается строгому испытанию. Если мы построили свою жизнь с опорой на земные ценности, материаль­ные блага, все это будет с легкостью разрушено, оставив нам в сердце только горечь и безнадежность. В Послании к Евреям 12:27-28 говорится о том, что Бог допускает в жизни людей периоды «изме­нения колеблемого», так чтобы «пребыло непоколебимое». Если, как гласит старый христианский гимн, наша вера и спасение лишь в крови святой Иисуса, то эти цен­ности никогда не поколеблются.

В Евангелии от Матфея 7:24-27 приво­дятся слова Иисуса Христа, сравнившего Свое вечное непоколебимое Царство, даруе­мое всем верующим в Него («всякий, кто слу­шает слова Мои сии и исполняет их»), с домом, построенным благоразумным чело­веком на камне. В отличие от дома, постро­ен­ного на песке и потому быстро разрушив­шегося в непогоду, судьба Божьего Царства иная: «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что был основан на камне.»

5) Природные стихии вовлечены в осу­щест­вление Божьих планов

  

В Книге Бытие 19:24 сказано, что «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь.» Это было сделано для того, чтобы уничтожить зло, царившее в тех городах. Вероятно, тогда произошло извержение вул­кана, и все живое вокруг погибло от горя­щей лавы и пепла. А прежде этих событий мы читаем в 7-й главе Бытия о Господнем предупреждении Ною: грядет всемирный потоп, целью которого будет истребление нечестивого человечества, а затем начало новой жизни на земле. В то время Господу было угодно наказать восставших против Него людей. Однако сказанное не означает, что причиной цунами в наши дни обяза­тельно также становится Божье наказание людей за грехи. Нам просто не ведомы Его цели в тех бедствиях, которые постигли Азию и Африку. Но ведь Бог знал, что это должно случиться? Да, знал. Мог ли Он воспрепятствовать произошедшей траге­дии? Да, мог. И все же Господь этого не сделал. Он допустил бедствие, цель которого для нас сегодня непостижима. Что нам доподлинно известно, так это то, что Бог порою использует природные стихии для осуществления Своих замыслов.

6) Люди бунтуют, когда не идут Божьими путями

 

Как часто мы слышим следующее мнение: «любящий Бог не позволил бы, чтобы это случилось!» Когда люди не могут понять причину боли и скорби, они склонны обвинять Бога или даже ставить под вопрос Его существование. В Книге пророка Исаии 55:8-9 есть хороший ответ на подобные сетования:

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.»

Люди, находясь на земле, крайне огра­ничены в своем видении. Когда человек тре­бует того, чтобы Бог поступал в соот­ветствии с его земным пониманием про­блемы, он становится похожим на муравья, заявляющего, что его зрению доступно то же самое, что видит и орел. Бог является пол­новластным Владыкой вселенной, Кото­рый все видит, знает и контролирует. Если бы наш Господь не был таким, вся вселенная пребывала бы в состоянии неста­бильности. У нас ни в чем не было бы уверен­ности, и мы являлись бы рабами «судьбы» и обстоятельств. Однако Господь не оставил нас без надежды и без помощи свыше. Он открыл нам Себя и продолжает гово­рить к сердцам людей посредством Своего Духа. И поэтому, хотя человеческое разумение ограниченно и нам не по силам объяснить происходящие на земле трагедии, когда мы оглядываемся на пережитые нами в прошлом бедствия, то начинаем лучше пони­мать Божий Промысел.

История человечества изобилует бедами, – войнами, эпидемиями, стихийными бедст­виями, – и потому мы живем в мире, где смерть и новое рождение постоянно сосед­ствуют друг с другом. Каждый день на земле умирает приблизительно столько же людей, сколько погибло от гигантских волн в Индийском океане после декабрьского землетрясения 2004 года. Американское Бюро переписи населения информировало нас о том, что в ноябре 2004 года смерт­ность во всем мире составляла более 150 тысяч человек в день. Одни люди умирают от старости и болезней, другие – от насилия или даже массовых преследований в своих странах. Как бы это ужасно ни звучало, смерть является частью нашей повсе­дне­вной жизни. Но поскольку драматические события одновременно рассыпаны по всему миру, мы лишь в какой-то малой части осознаем постоянное присутствие смерти на земле. Однако во время крупных стихийных бедствий мы сразу же видим горе в его истинных масштабах, и тогда это нас действительно тревожит. И мы задаемся вопро­сом, как Бог мог такое допустить.

В Книге пророка Исаии 45:9 Господь отве­­чает подобным критикам:

«Скажет ли глина горшечнику: „что ты делаешь?“ и твое дело скажет ли о тебе: „у него нет рук?“» Другими словами, мы дол­жны много раз подумать, прежде чем что-то сказать о Боге. Это не означает, что Господь на нас разгневается и накажет за прямые вопросы и жалобы, обращенные к нему (так, например, поступал Иов). Однако данные слова Господа показывают тщетность спо­ров с Тем, чьи пути намного превосходят наши пути.

7) В конце времен природа будет ука­зывать людям на скорое пришествие Господа

  

В Евангелии от Матфея 24:6-8 мы нахо­дим слова Спасителя о признаках после­днего времени. Вы можете сказать, что сти­хийные бедствия происходили всегда. Да, это так. Однако с каждым днем челове­чество все более приближается ко Второму пришествию Иисуса Христа. Людям не дано знать точного времени этого события (день, месяц, год), но однажды родится поколение, – возможно, это даже будет наше поко­ление, – которое станет современником при­шествия Христова. Поэтому, когда мы стано­вимся свидетелями природных явле­ний, которых никогда прежде не видели, было бы разумно обратить на них особое внимание и сделать их для себя напо­минанием о том, что скоро Господь наш Иисус Христос вернется. Каждый из нас несет ответственность – не за то, чтобы точно вычислить, когда придет Христос, а за то, чтобы оказаться готовым к Его приходу. И это утверждение истинно как для любого человека в отдельности, так и для всего мира в целом (Мф. 24:42-44). Каждый день мы должны быть готовы к физической смерти, потому что если мы не согласны умереть, то не сможем и по-настоящему жить. Каждый христианин должен проходить свое земное поприще с горящим желанием в сердце возвещать истину Евангелия всем тем, кто еще не знает Христа. И делать это без промедления.

Иисус Христос сказал:

«И проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, во свиде­тельство всем народам; и тогда придет конец.» (Мф. 24:14)

Мы никогда не должны забывать о жела­нии Бога, чтобы весь мир услышал Благую весть примирения с Ним в Иисусе Христе. Хотя некоторые люди считают, что Христос замедлил со Своим Пришествием, Свя­щенное Писание ясно утверждает, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.»

(2 Пет. 3:9).

8) Каждое стихийное бедствие – это Божий призыв к покаянию для всех людей

 

В понимании современников земной жизни Иисуса Христа любые бедствия и страдания являлись следствием челове­че­ских грехов. В Евангелии от Луки 13:1-5 находится свидетельство того, что Христос отвергал подобные взгляды, для чего в качестве примера приводил две известные трагедии своего времени: убийство галилеян римлянами и падение башни в городе Силоам, раздавившей многих людей. При этом Господь сказал, что случившаяся беда не является указанием на то, что постра­давшие были грешнее других людей.

Применяя слова Христа к страшной трагедии в Азии и Африке, мы не имеем права заключить, что это был Божий суд для погибших людей или что те, кто лиши­лись жизни, были более грешными, чем мы с вами. Вероятно, некоторые из множества погибших действительно были нечестивы, однако злые люди наполняют собой всю землю, включая богатые страны, которые непосредственно не пострадали в данной трагедии.

Господь определенно говорит (и в этом тексте, и в других), что великие бедствия, беспорядки и страдания не обязательно про­исходят из-за греховности людей.

Кроме того, важно помнить о том, что все погибшие в этой катастрофе дети не поте­ряны для вечной жизни. Поскольку малые дети умирают в состоянии невинности, они не расстаются с Богом, когда они переходят из земной жизни в вечность. Они идут домой, чтобы быть с Господом на небесах (2 Цар. 12:23).

_____________________

 

Хотя подобные трагедии смущают нас, они, безусловно, побуждают задуматься о мно­гом. Если сердце человека открыто, Господь любую жизненную ситуацию исполь­зует для его духовного блага. То есть пости­жение смысла любых бедствий начи­нается не с вопроса: «почему?», а скорее со слов: «что Господь хочет мне сказать посредством этого?» А в каких-то особенно трудных обстоятельствах Бог ставит перед нами также вопрос: «Вы готовы?»

Иисус Христос сказал:

«Если вы не покаетесь, все так же поги­бнете» (Лк. 13:3,5)

Духовный смысл любой беды, будь то в лич­ной жизни или в масштабах целого мира, заключается в следующем: небесный Отец желает напомнить нам о Своей любви даже тогда, когда мы отказываемся понимать Его любовь. Господь готов простить все наши грехи, хотя никто из нас не заслуживает прощения. И если человек раскаивается в содеянном, он не погибнет.

Готовы ли вы? Если нет, то пришло время, чтобы подготовиться. Во-первых, проверьте свое сердце, раскайтесь в грехах и посвятите жизнь Иисусу Христу. Если вы уже познали Христа как Спасителя, поде­литесь этим познанием с другими людьми. Поскольку человеческая жизнь столь хрупка и ненадежна, а мы стоим на пороге пришествия Христова, Господь повелевает нам:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.»

(Мф. 28:19-20).

Во-вторых, будьте сострадательны к тем, кто переживает несчастья. В Послании Иакова 2:14-17 говорится:

«Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питай­тесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.»

Бог возложил на Свою Церковь большую ответственность, желая чтобы она во время тяжких бедствий протянула людям руку помощи от имени Самого Иисуса Христа. Мы призваны служить людям, ослабевшим телом и духом.

Свидетельство о любви и истине в Иисусе Христе должно стать самым важным делом в жизни каждого христианина. Цунами 2004 года принесло горе и страдание миллионам людей, многие из которых утратили в своей жизни надежду. Все то, что они знали прежде и чему доверяли, было поставлено под вопрос. И все же их сердца желают обрести подлинную наде­жду, уверенность в спасении и познать Источ­­ник истины. В действительности люди всегда и везде находятся в поисках, и это их внутреннее состояние просто становится более очевидным на фоне скорби.

Что побуждает нас преклонить колени в молитве? Что заставляет искать Бога всем сердцем? Это делают боль, страдание, душев­ные переживания и те события в жизни, которых мы не понимаем. Когда я думаю о тех людях, которые были потря­сены своим открытием, насколько в дейст­вительности непрочна человеческая жизнь и как быстро она может оборваться, я испы­тываю страдание. Я хочу попросить Господа, если Он допустил такие бедствия, чтобы теперь весь мир содрогнулся от ясного осознания того факта, сколь отча­янно мы все нуждаемся в Боге.

Несмотря на всю глубину и масштаб нашей скорби, мы доподлинно знаем нечто великое и ободряющее: Господь никогда не действует бесцельно. Его благость и слава торжествуют повсюду, и наступит день, когда это станет зримым для нас и в произошедшей трагедии. Так будет, потому что Он обещал.

 

Прослушать

На латинице

Словарь – Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.