Как справиться с трудностями

Как справиться с трудностями

 

В нашей жизни возникает много ситуаций, связанных с болью, страданием, напря­жением, потрясениями, стрессами. Они неизбежны в нашей жизни и возникают по разным причинам. Иногда это связано с тем, что происходит в нашей семье. Возможно, это имеет отношение к нашим детям. Иногда это касается нашего здо­ровья. Это может быть связано и с нашей работой. Нас постоянно постигают разного рода переживания и волнения, страхи и бес­­покойства, сомнения и тревоги. Как справляетесь с трудностями вы в своей жизни?

Многие люди хотят, чтобы в их жизни все было гладко и без проблем. Но это невоз­можно, потому что мы живем в мире, где есть зло, конфликты, непони­ма­ние, гнев, страдания. Все это отрицательно сказы­вается на нашем физическом и духов­ном здоровье. Поэтому важно научиться пра­вильно реагировать на все это. Потому что, если мы ведем себя в трудных ситуа­циях не так, как учит нас Библия, нас пости­гнет разочарование. Мы потерпим духовное поражение. И, в конечном итоге, если мы не научимся преодолевать труд­ности, они сломят нас окончательно.

Многие люди не умеют справляться с трудностями и падают духом из-за тяжести навалившихся на них проблем и испы­таний. Я думаю, что это одна из причин, почему многие начи­нают принимать нарко­тики и алкоголь. Некоторые вдруг решают уйти из церкви, которую они посещали много лет. Это про­ис­ходит потому, что они переживают труд­ный момент в своей жизни. Они не могут примирить благость Божью с одной стороны и то, что с ними произошло – с другой, почему Бог допустил это? – кричат они. Они не чувствуют Божьей любви.

Эти вещи необъяснимы для них. Они разо­ча­ро­­вы­ва­ются в Боге и начинают обвинять других, в том числе и Самого Всевышнего. Что проис­ходит в данном случае? Если человек позво­ляет трудным обстоятельствам одержать верх над ним, ситуация усугу­бляется все больше и больше. Человек начи­нает при­нимать неверные решения, потому что он не способен здраво мыслить и адекватно воспринимать реальность. И что тогда про­исходит? Все это окончательно изматывает его и человек решает уйти из церкви. Мы вся­­чески пытаемся избежать трудных ситуа­ций в то время, как Бог может допустить их в нашей жизни с опреде­ленной целью. Мы не понимаем почему Бог порой допускает это. Возникает вопрос: что же с этим делать?

Мы должны понимать, что трудности будут всегда. И наш путь не будет усыпан розами. Так было и с Иисусом Христом, с апостолом Павлом. Так будет и в нашей жизни. Как бы мы не были посвящены Богу, нам не уда­стся избежать проблем в своей жизни. Главное это то, как мы реагируем на про­блемы. Проходя через различные испы­тания, мы должны становиться более зре­лыми, сильными, способными лучше пони­мать волю Божью и Его цели в отно­шении нашей жизни. И тогда, оглянувшись назад, кто-то из нас сможет сказать: да, самые лучшие моменты моей жизни были те, когда я переживал определенные трудности. И теперь я понимаю, почему Бог допустил это. И я знаю, чему Бог хотел меня научить. Теперь-то я знаю, что за всеми моими пере­живаниями, стенаниями и сомнениями была чудесная рука Господня.

Итак, я хочу сегодня поговорить о том, как переносить трудности в нашей жизни. Может быть, кто-то из вас подумал о том, что я не знаю обстоятельств его жизни. И, следовательно, любые мои слова ничего ему не дадут. Именно так люди и говорят: да как он может давать мне советы, если абсолютно ничего обо мне не знает?! Разу­меется, я не знаю. Но это ли главное? Конечно, мне неизвестно где вы работаете, как работаете, какова ваша ситуация на работе. Может быть ваш начальник неспра­ведлив по отношению к вам. Может быть, у вас проблемы в семье с вашим супругом, детьми, родителями. Мы все разные, и обсто­ятельства жизни у каждого свои.

Но, что поразительно, Бог знает, что в насто­­ящее время происходит  в нашей жизни  и через Свое Слово Он учит нас как справ­ляться с трудными моментами, каки­ми бы они не были. Он говорит нам о том, как можно достичь счастья в нашей жизни, когда становится возможным испытать истинное наслаждение и радость. Как себя вести, когда ситуация кажется безвы­ход­ной, а будущее неопределенным?

Что делать, если вы тяжело больны и ситуация кажется безнадежной? Во-первых, помните, что Бог знает все, что с вами происходит. Он знает вас лично. Он знал вас еще до того, как вы родились. Он знает вашу насто­­ящую жизнь и ваше будущее, и поэ­тому я хочу призвать вас прислушаться сегодня к тому, что говорит Бог – говорит о Себе, о нас и о наших с Ним взаимо­отно­шениях. Бог не хочет, чтобы трудности и переживания сломили вас духовно и исто­щили физически. Он хочет помочь нам преодолевать все, что угодно и, независимо от того, что происходит в вашей жизни – будь то болезни или семейные трудности, конфликты на работе или одиночество – неважно.

Бог знает все. Вопрос в том, как нам научиться справляться с самыми труд­ными и болезненными ситуациями. Я вам дам совет на основании Слова Божьего.

Поймите, что ситуации могут меняться, но принципы решения неизменны. Божьи прин­­ципы это не человеческие измышления и они неподвластны времени.

Давайте про­читаем один отрывок из посла­ния к Филип­пийцам. Это послание апостол Павел напи­сал, находясь в Римской тюрьме. Римские тюрьмы того времени предста­вляли собой ужасное зрелище. Это сейчас в тюрьмах есть телевизоры, кондиционеры. В тюрьмах неплохо кормят. Но во времена апостола Павла в тюрьмах были ужасные условия. Заключенные содержались в спе­ци­ально оборудованных помещениях. Они постоянно находились в присутствии рим­ского сол­дата, и даже были прикованы к нему цеп­ями. Давайте откроем 1-ю главу послания Филиппийцам и прочтем с 12-го по 20-й стихи.

 

«Желаю, братия, чтобы вы знали, что обсто­­я­тельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно пропо­ведывать слово Божие.

      Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым располо­äжением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

      Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.»

 

Возможно, кто-то скажет сейчас: но какое это имеет отношение ко мне и моим обстоя­тельствам? Ведь я не в тюрьме, у меня другие проблемы. Но я хотел бы позна­комить вас с важными принципами, кото­рые подходят к любой ситуации. Вы можете записать их. Запомните их, пожалуйста.

 

Может быть, вы сейчас как раз находитесь в безвыходном положении и я надеюсь, что эти советы помогут вам. Вопрос главный в следующем: как вы реагируете на то, что с вами происходит? Очень важно: стано­вимся ли мы более зрелыми в результате того, что мы переживаем или мы позволяем обстоятельствам сломить нас и вывести из равновесия.

 

Первый принцип: Когда вы находи­тесь в трудной ситуации, постарайтесь сосредо­точиться на Христе, а не обстоя­тельствах. Я не говорю о том, чтобы оставаться безраз­личным к тому, что происходит и попросту постараться все забыть. Я говорю о том, чтобы в трудные и тяжелые времена, когда приходят страхи, сомнения, испытания, разочарования и боль, нам всем важно сфо­кусироваться на Христе. Это значит не заци­кливаться на ситуации, а возложить упование на Христа и на то, что Он совер­шил для  вас на кресте. Он умер на кресте за ваши грехи и простил вас. Он живет в вас, вот что главное. Он любит вас и забо­тится о вас. Его любовь окружает вас со всех сторон, хотя вы порой не замечаете этого.

Что значит «сосредоточиться на Христе»? это значит – полностью сосредоточить свои мысли, думать о Нем. Он ваш Искупитель. Он ваш целитель. Он ведет вас.

 

Размышляйте больше о Нем и о Его любви. Конечно, для нас в таких случаях всегда более естественно думать о том, что мы пере­живаем, о том, как нам трудно. Иногда мы так громко кричим о помощи, что этот крик заглушает все. Для нас свойственно в большей степени концентрироваться на собственной боли и проблемах. В тяжелых обстоятельствах главным для нас стано­вится наше переживание и страдание. Мы полностью замыкаемся в проблеме, и проблема полностью завладевает нашим умом. Я хотел бы, чтобы вы поняли: ключ к преодолению трудной ситуации заклю­чается в том, чтобы мы возложили наше упование всецело на Христа.

Кто-то скажет: у меня очень трудные обстоятельства. Я понимаю. Возможно, в данный момент вы проходите чрезвычайно трудные испы­та­ния. Но я также знаю, что Христос всегда с нами и Он всегда готов помочь нам. Нужно взирать только на Него и надеяться на Его помощь. Тогда, находясь даже в самых невы­носимых условиях, вы почувствуете мощное присутствие Христа в своей жизни. Христа, который любит вас и заботится о вас. Это возможно. Конечно, это нелегко, но это необходимо: посмотреть на Бога и пол­ностью доверится Ему. Апостол Павел гово­рит нам, что в его жизни все это приносило плоды.

Давайте посмотрим на ситуацию Павла. Он пишет христианам в Филиппах, чтобы они не беспокоились за Него, потому что он нау­чился жить в любых обстоятельствах . Давайте прочитаем из того же послания Филиппийцам 4-я глава, 10-й стих.

 

«Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться обо мне; вы и прежде заботились, но вам не благопри­ятствовали обстоятельства.»

 

Здесь речь идет о том, что христиане в Филиппах уже поддерживали Павла мате­риально, а потом что-то помешало им это делать. Но сейчас они снова стали оказы­вать ему поддержку.

Давайте прочитаем следующий, 11-й стих:

 

«Говорю это не потому, что нуждаюсь; ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.»

 

Апостол Павел не говорит здесь, что он был счастлив находиться в тюрьме. Он говорит о том, что он научился быть довольным. Довольство и счастье это разные вещи. Счастье порой зависит от обстоятельств. Быть довольным это значит, настолько уко­ре­ниться во Христе, в отношениях с Ним, что для нас становится возможным благо­дарить Бога даже за те трудности и пере­живания, которые мы переносим в своей жизни.

Итак, посмотрите на Павла. Он в тюрьме, но никакие трудности не могут его сломить. Никакого ропота, сомнения или недо­воль­ства Богу нет в его словах. Казалось бы, на его проповеднической деятельности можно поставить крест. У него не было ни малей­шего шанса выйти когда-нибудь на свободу. Да, Павел в тюрьме и у него нет прежней возможности благовествовать и наставлять верующих. Он говорит о том, что некоторые стали проповедовать Христа по любо­прению. И они, по словам апостола, лишь усу­гу­бляли положение Павла. Другими словами,  они увеличивали тяжесть его уз. Они обвиняли Павла. Видели в том факте, что он находится в тюрьме грех какой-то в жизни Павла. Это были, так называемые, иудействующие, которые учили ложным доктринам, сбивая с истинного пути тех верующих, которых учил Павел. Они учили тому, что для угождения Богу нужно не только уверовать во Христа, нужно еще и соблюдать Закон. Это было законничеством и противоречило истине, которой учил апостол Павел. Вот каковы были его обстоя­тельства.

И как же он реагировал на них? Может быть, он жаловался, высказывал свое недо­вольство? Может быть, он испытывал чувство негодования? Может быть, мы слы­шим ропот в его словах? Мы часто ведем себя именно так. Но в случае с Павлом в этом послании мы не найдем даже намека на то, что Павел вел себя таким образом. Он был заключен в тюрьму пожизненно. Ситуа­ция казалась безвыходной. Но Павел оста­üвался спокойным, потому что он пол­ностью доверился Богу. Чтобы посмотреть,  как Павел ведет себя в этой ситуации, давайте прочитаем несколько стихов из послания к Филиппийцам. Прочитаем сначала 18-й стих 1-й главы:

 

«Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться.»

 

А теперь прочитаем 18-й стих из 2-й главы и 1-й стих из 3-й главы:

 

«О сем самом и вы радуйтесь и сора­дуйтесь мне.

         Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать  вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.»

 

А теперь давайте прочитаем 4-й стих из 4-й главы того же послания. Павел пишет:

 

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.»

 

Представьте себе человека, который нахо­дится в таких обстоятельствах, которые нам даже и не снились, и который, несмотря ни на что, радуется в Боге. Павел научился быть довольным в любых обстоятельствах. Почему? Потому что он смотрел ни на сами обстоятельства, а смотрел на Бога. Он об этом очень хорошо написал в 3-й главе своего послания.

Давайте прочитаем с 8-го по 10-й стихи.

 

«Да и все почитаю тщетою ради превос­ходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отка­зался, и все почитаю за сор, чтобы при­обресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;

Чтобы познать Его, и силу воскресения Его и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его.»

 

О чем здесь говорит апостол Павел? Он говорит о том, что самое главное для него это личное познание Христа. Ради при­обретения Христа, ради личных с ним отношений, Павел отказался абсолютно от всего. Находясь в тесных обстоятельствах, он не жалуется и не ропщет. Он не обвиняет людей, из-за которых попал в тюрьму. Его взор полностью устремлен на Бога. Значило ли это, что раз Павел так надеется на Господа, Господь сделает так, что его осво­бодят? Нет! Да, Павел был позже освобо­жден, но лишь на короткое время, потому что в конечном итоге проповедь Евангелия стоила ему жизни. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в моменты испытаний и трудностей важно полностью сосредо­то-читься на Христе. Павел мог радоваться даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации. Давайте прочитаем с 15-го по 18-й стихи 1-й главы послания к Филип­пий­цам.

«Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым распо­ложением проповедуют Христа.

      Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;

      а другие — из любви, зная, что я пос­та­влен защищать благовествование.

      Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться.»

 

Павел радуется тому, что Евангелие пропо­ведуется. Хотя некоторые делают это, исходя из неверных мотивов. Возможно, вы скажете: ты не знаешь, через какие труд­ности я прохожу в своей жизни. Еще раз хочу вам сказать, что это не суть важно, через что именно вы проходите сейчас. Важно доверяете ли вы в этой ситуации Богу. Если вы являетесь верующим чело­веком, внутри вас есть сила, потому что Христос живет в вашем сердце. Вы должны отдать эту ситуацию в руки Господа, веря, что Он никогда не оставит вас в этих труд­ностях и обязательно поможет вам. Писание говорит о том, что Господь никогда не оста­вит нас. Так например в Послании к Евреям сказано:

«Я никогда не оставлю и не покину вас.»

 

Понимаете? Христос находится не где-то далеко. Он живет прямо в нас. Он держит нас в своих руках. Он любит нас. Это не значит, что мы не будем испытывать ника­ких страданий. Христос заботится о нас, но это не значит, что мы никогда не будем стал­киваться с проблемами, пережи­ва­ни­ями, трудностями. В этом смысле жизнь апо­с­­тола Павла является хорошим при­ме­ром. Какие бы трудности и переживания не обрушивались бы на нашу голову, отдавайте их Господу. Когда мы полностью возлагаем надежду на Бога, происходит нечто важное. Страдание уже не кажется нам таким невы­носимым, но приходит утешение и наша вера укрепляется. Почему это происходит? Потому что действует духовный закон: когда мы проходим через трудности, наш Небесный Отец со всею силою помогает нам.

Итак, первый принцип заключается в том, что важно сосредотачивать свое вни­мание не на обстоятельствах и трудностях, а на Христе.

Второй принцип заключается в том, что важно полагаться на силу и суверенность Всевышнего, а не на людей и их мнение. Мы должны понимать, что если мы хотим жить благочестиво и делать то, к чему при­зы­вает нас Бог, всегда найдутся люди, кото­рым это будет не нравиться. Обязательно найдутся те, кто будет оскорблять вас, поно­сить, строить вам козни. Чем больше мы будем приближаться ко Христу и пропове­довать Евангелие, тем больше будет различ­ных негативных проявлений  со стороны людей по отношению      к вам, вашим близ­ким.

Будут люди, которые будут пытаться сломить нас духовно. Они могут причинять нам много неприятностей, даже физической боли. Мы неизбежно столкнемся с проявле­нием враждебности, злости, недовольства со стороны отдельных людей. Люди будут гне­ваться на нас, раздражаться, злиться, хотя на  самом деле лично мы ничего плохого им не делали. Возможно, они просто не могут себе позволить сделать это в отношении своих настоящих обидчиков, поэтому нашли в вас крайнего и изливают свой гнев на вас. Часто это происходит потому, что людям не удается чего-то добиться в жизни. Они начи­нают испытывать неудовлетворенность и поэтому начинают обвинять других в своих неудачах.

Возникает вопрос: почему люди ведут себя таким образом? Это проис­ходит из-за того, что у всех есть греховная природа. Именно по этой причине человек часто пытается обвинить не себя, а других. Он старается избежать ответственности за свои действия. Итак, часто какие-то пере­живания и про­блемы возникают не потому, что мы, лично виновны в них, а потому что другие люди делают что-то по отношению к нам, что приносит нам боль и страдания. Проблемы и трудности при этом неизбежны. Но когда мы сосредотачиваемся на лич­ности Христа, происходит удивительная вещь. Писание говорит, что Бог устроил Свой престол на небесах и Он управляет всем. Он суверенен, и все, что происходит: все люди, все время – все находится в Его руках.

Мы никогда не сможем понять, почему Бог допускает какие-то вещи в нашей жизни. Мы никогда не сможем поз­нать до конца Божьи пути, Его планы и намерения. Но в чем мы точно можем быть уверены, так это в том, что все находится под Его контролем. И когда мы сталки­ваемся трудностями, мы должны пом­нить, что Он обладает абсо­лютной властью и могуществом и ничего не происходит с нами без Его воли.

Нередко Бог допускает в нашей жизни стра­­дания. Он может в любой момент оста­новить их, если на то есть Его воля. Только когда мы придем на Небо, мы узнаем, почему с нами произошло то или иное. Тогда мы сможем оглянуться на нашу жизнь и сказать: да, теперь я понимаю, почему Бог допустил все это. Когда мы при­дем в Царствие Небесное, мы будем уди­вляться тому, как часто Бог ограждает нас от опасности. Мы увидим, что в нашей жизни нам часто угрожала опасность, но Бог сохранил нас в тот момент. Мы будем поражены, когда узнаем, сколько было таких ситуаций и случаев. Итак, Бог суве­ренен и Он любит нас безмерно. И именно это является главной причиной того, почему мы должны всегда смотреть на Него, а не на обстоятельства. Он контролирует каждый момент и каждый аспект нашей жизни. Все под Его контролем и Он допускает в нашей жизни лишь то, что находится в соот­ветствии с Его волей. И даже если с нами произойдет что-то нехорошее, Он силен обратить нам это во благо. Для Него нет ничего невозможного.

Поэтому, что бы ни произошло, мы никогда не должны гово­рить, что мы стали жертвой случая. Часто в нашей жизни мы сталки­ваемся с людьми, которые сплетничают о нас, критикуют нас. Важно помнить, Еван­гельскую истину: если Бог за нас, кто про­тив нас?

Помните басню о мухе и слоне? Муха не могла причинить вреда слону. Так и в нашей жизни: если Бог с нами, никто не сможет причинить нам вред. Если мы дове­ряем Богу независимо от того, что прои­зойдет, это будет содействовать нашему благу. Некоторые христиане не хотят в своих молитвах затруднять Всевышнего и считают, что не стоит обращаться к Нему по каждому, как им кажется, пустяку. Но это неправильный подход.

Богу до всего есть дело. И порой мы не видим Его руку, но это не значит, что Бог не действует в нашей жизни. Апостол Павел это прекрасно осоз­навал. Он полагался не на себя. Он пола­гался на Бога. В отрывках, которые мы прочитали,  нет и намека на то, что Павел считал себя жертвой властей или иудейст­вующих . он полностью отдал себя в рук Всемогущего Бога. Он был в том месте, в котором Бог хотел его видеть. Можно ска­зать, что он оказался в нужное время в нужном месте. Павел не жалуется на обсто­ятельства. Он смотрит на них как на то, что Бог силен обратить ему во благо. Давайте откроем послание к Римлянам 8-ю главу и прочитаем 28-й стих. Павел говорит:

Притом знаем, слышите? Не надеемся, не думаем. Притом знаем, что любящим Бога, при­з­­ванным по Его изволению, все содейст­вует ко благу.

 

Заметьте, Павел не говорит здесь о том, что Бог лишь в редких случаях может обратить нечто негативное во благо верующему. Он говорит о том, что так будет происходить всегда, насколько бы не были тяжелы наши обстоятельства. Мы должны правильно реа­ги­ровать на них. Что мы делаем, когда стал­киваемся с проблемой, которая нам не под силу? Обращаемся ли мы всем сердцем к Господу, прося Его помочь нам, или мы опускаем руки, жалуемся, ропщем, ожесто­чаемся? Тем самым мы позволяем обстоя­тельствам одержать над нами верх, и лишаем себя благословений. Потому что, независимо от того, через какие трудности мы проходим, Бог хочет обратить их нам во благо. Бог премудр и всемогущ, все под Его контролем. Если мы в трудные моменты смотрим на наших врагов, а не на Бога – мы неизменно потерпим поражение.

Очень важно помнить: мы не должны зави­сеть от того, что говорят и делают нам люди. Многие скажут нам, что любят нас. Кто-то скажет, что не любит. Кого слушать? Чьи слова важны для вас? Помните, что в каждом из нас проявляется греховная при­рода, и сатана научился очень хорошо ее использовать. Он хочет, чтобы мы прислу­шивались к тому, что о нас говорят люди. Чтобы мы больше смотрели на обстоя­тель­ства, нежели на Бога. Он пытается вывести нас из равновесия, чтобы мы стали раздра­жаться, проявлять гнев, сомнение, разоча­рование. И если мы попадаемся на его удо­чку, мы не даем Богу возможности дейст­вовать, и не позволяем Богу вмешаться в ситуацию, чтобы обратить все нам во благо. Апостол Павел не полагался на людей, а отдавал все в руки Божьи.

Итак, второй принцип заключается в том, чтобы полагаться не на людей, а на суверен­ного Бога, который не даст нас в обиду. Если люди что-то предпринимают против нас, не нужно отчаиваться, Бог на нашей стороне, и Он защитит нас.

Третий принцип состоит в следующем: нужно концентрироваться на позитивных вещах, а не на негативном. Что бы мы не переживали, какие бы трудности не пости­гали нас, нужно возлагать упование на Бога. Он знает, что мы переживаем. Иногда нам может казаться, что нас постигли страдания, которые сверх наших сил. В Писании же сказано, что Бог не попустит никому быть искушаемым сверх сил. Да, искушения никто не может избежать, но Бог, который допустил какие-то тяжелые обстоятельства, не допустит нам иску­шаться сверх того, что мы можем пере­нести.

Бог с нами всегда. И Бог всегда готов помочь каждому из нас. Бог видит наше состо­яние. Он знает, что мы переживаем. Он понимает нашу боль и страдание, и нет ничего, через что не прошел бы Сын Божий Иисус. Поэтому Он прекрасно знает как нам помочь в любой ситуации. Иисус поспешит к нам на помощь, ободрит нас и утешит. Мы никогда не сможем сказать Богу о том, что Он нас не понимает. Бог совершенно знает нас и понимает все. Иногда Он задер­живается с ответом на нашу молитву, но Он действует, не сомневайтесь в этом. Бог хочет нас научить чему-то через любую ситуацию. Поэтому нам нужно в терпении ожидать Его помощи и не отчаиваться. Когда мы смотрим на апостола Павла, мы видим, как он реагировал на проблемы. Он полностью полагался на Бога, он пытался увидеть Бога во всех обстоятельствах.

 

Давайте, еще раз обратим внимание на 12-й стих 1-й главы послания Филиппийцам. Итак, апостол Павел находится в чрезвы­чайно трудной ситуации. Он в тюрьме, он больше не может проповедовать и органи­зовывать новые церкви. Его положение усугубляется тем, что некоторые верующие осуждают его  и ложное учение начинает проникать в среду общин христианских. Но Павел говорит о том, что он не падает духом. Он всецело полагается на Бога. И что важно, он старается не сосредотачиваться на негативе, а думать о позитивном.

Прочитайте 12-й стих 1-й главы:

«Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к боль­шему успеху благовествования.»

 

 

Он говорит братьям о том, как Бог обратил во благо те трудности, через которые ему при­­ходится проходить. Как заключение Павла могло послужить еще большему успеху благовествования? Ведь Павел не вы­­ходит из тюрьмы, он не может благо­вествовать. Но именно в этот момент Бог начинает действовать могущественным образом.

Мы никогда не знаем, что Бог может совер­шить в то время, когда мы про­ходим через трудности. Так вот, Павел, нео­жиданно для себя, начинает осознавать, что его пребы­вание в тюрьме не стало пре­пятствием для проповеди Евангелия. Напротив! Оно стало фактором, который положительно сказался на деле благовестия. Как же такое может быть возможным? Давайте, прочитаем далее, 13-й стих:

 

«Так что узы мои о Христе сделались сде­ла­лись известными всей претории и всем прочим.» 

 

Что такое претория? Преторией называли резиденцию римского правителя Иудеи, где на службе состояли 10 тысяч прекрасно под­готовленных воинов Римского кесаря, которые выполняли различные службы, в т.ч. охраняли Павла. Павел был приставлен к этому взводу. Он был римским гражда­нином, поэтому с ним должны были обра­щаться должным образом. И вот Павел гово­рит о том, что его узы послужили большему успеху благовествования. Удивительно!

 

Проповедь Евангелия по всей империи была делом его жизни. Оказавшись в тюрьме, Павел, казалось бы лишился возможности куда-то ехать, куда-то идти. Но происходит другое. Дело в том, что Павел постоянно находился в окружении римских солдат. Он был прикован цепями к римскому солдату, который сторожил его. И солдаты эти смен­ялись. Естественно, римские солдаты, охран­­явшие Павла, спрашивали его, почему тот оказался в тюрьме? И этот вопрос служил началом долгого разговора. Павел отвечал на него и начинал проповедовать Евангелие. Возможно, Павел рассказывал о себе так: я был фарисеем и преследовал христиан. Я выискивал  и затем убивал их . целью моей жизни было полностью уни­что­жить христианство. Но однажды я шел по пути в Дамаск и внезапно услышал голос Иисуса Христа, который обращался лично ко мне. Я был настолько потрясен услы­шан­ным, что пал на землю. Я был ослеплен и лишился зрения. И вдруг, великая истина озарила меня, что Иисус это и есть Спаси­тель. Я признал Его Господином моей жизни,  и Он призвал меня проповедовать Его Евангелие. Я начал путешествовать по городам Средиземноморья и основывать церкви, наставляя людей в истине. Я пропо­ведовал имя Господа по всей Римской импе­рии.

Возможно, именно так Павел начинал свой рассказ. Но затем он говорил римскому солдату о том, что Иисус умер на кресте за грехи всех людей. Павел говорил об иску­плении и Божьем прощении, о том, что приняв Христа в сердце, человек провоз­глашается невиновным в глазах Бога и становится дитем Божьим. Апостол Павел возвещал римским солдатам истину о еди­ном Боге, и о том, как обрести истинный мир с этим Богом. Он говорил о том, что если даже верующий человек умрет – он не умрет навсегда, он окажется на Небесах с Господом, который сотворил всю Вселен­ную.

Только представьте, какое воздейст­вие могли оказать эти слова на римского солдата, слушавшего Павла. Вероятно, кто-то сразу не принимал истину, но это не оста­навливало апостола. Он мог вернуться к этому разговору позже, во время сле­ду­ющего дежурства солдата. И Павел неу­станно проповедовал истину своим конвои­рам. И в результате произошло следующее: давайте прочитаем еще раз 13-й стих:

 

«Так что узы мои о Христе сделались сдела­лись известными всей претории и всем прочим.»

 

Солдаты Римского гарнизона обсуждали тот факт, что в тюрьме находится некий еврей, который говорит о Христе. Весть Евангелия неудержимо распространялась. Павел уви­дел положительный эффект своего заклю­чения. Это было удивительно. Ведь при иных обстоятельствах вряд ли Павлу могла предоставиться возможность обращаться к римским солдатам, которые находились на службе у Цезаря. А здесь все солдаты только и говорили о нем и обсуждали то, что гово­рил им апостол. Несмотря на то, что пред­метом их разговора был и сам Павел, над которым они, возможно, насмехались, боль­шую часть их разговоров составляли разго­воры и споры о Христе. Эти неверующие говорили о Боге. Разве это не удивительно?

 

И то, что Павел говорил одному солдату, моментально разносилось по всей Претории. Можно с уверенностью сказать, что римс­кие солдаты были восприимчивы к благой вести. Потому что, в то время римляне, как и греки, были охвачены чувством неудо­вле­творения в отношении своей религии. Они разочаровались в своих идолах. Рим­ляне верили во множество богов, каждый из кото­рых был связан с определенной сферой их бытия. И вдруг, они слышат о том, что есть Единый истинный Бог, который послал Своего Единородного Сына, чтобы Тот умер за грехи всех людей. Истина о том, что нужно принять Христа в свое сердце, чтобы получить прощение грехов, могущест­вен­ным образом касалась сердец многих сол­дат. Они принимали Христа и их жизнь изменялась. Они становились детьми Божьими, запечатленными навеки Духом Святым.

Итак, благая весть распространялась по всей Претории. И это стало возможно бла­годаря тому, что Павел был заключен под стражу.

Есть также и другая сторона того поло­жительного эффекта, который связан с узами Павла. Давайте, прочитаем дальше, 14-й стих этой же, 1-й главы.

 

«И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с боль­шею смелостью, безбоязненно про­пове­до­вать Слово Божье.»

 

Слышите? Узы Павла послужили неким обо­дрением для соработников апостола, кото­рые были на свободе. Только пред­ставьте, Павел в тюрьме, он не может свободно возвещать весть спасения, но Бог делает так, что евангельская весть дости­гает огромного числа людей, которые нахо­дятся на службе у римского правителя. Такая возможность выпадает раз в жизни. И результат превосходит все ожидания. Стали измен­яться жизни людей. И этот факт послужил ободрением для братьев, которые оставались на свободе.

Видите, Павел не замыкался в своих трудностях. Он пола­гался на Бога и увидел, что Бог дейст­вует могущественным обра­зом, через все обстоятельства, в которых он находится. Мы все понимаем, что Бог силен совершить многое, но на деле нам часто просто трудно довериться Богу. В случае с Павлом Бог исполь­зовал все для исполнения Своей цели. И в наши дни мы можем гово­рить о том, что дело Божьего спасения совер­шается в тюрьмах. Возможно, вам приходилось читать письма заключенных, которые уве­ровали в тюрьме. Они попали в тюрьму и, возможно, им грозил большой срок, или даже смертная казнь, но Бог нашел их там и спас их душу.  Теперь они, оглядываясь назад, могут сказать, что если бы они не попадали в заключение, они, возможно, никогда не стали бы верующими. Бог про­стил их и спас. Жизнь этих людей изме­нилась навсегда. Их заключение обер­нулось для них благом. И таких положи­тельных результатов не перечесть.

Как часто в нашей жизни мы задавлены нашими обстоятельствами настолько, что не позволяем Богу действовать и совершать в этих трудностях чудеса.

Итак, мы должны взирать на Бога, а не смо­треть на обстоятельства. Мы должны сосре­до­точиться на положительном, а не на нега­ти­вном. Мы должны осознать, что Бог суверенен, и что все находится в Его руках. И каждый раз мы должны устремлять наш взор в будущее и ожидать, что Бог все совер­шит. Возможно, Бог работает над нашим характером. Он шлифует нас именно через трудности и испытания. Так было в жизни апостола Павла. Он был человеком, который слышал Бога в любой ситуации. То же самое требуется от нас с вами. Только тогда мы станем такими, какими Бог хочет нас видеть.

Я хочу еще раз повторить важную истину о том, что ключ к успешной христианской жизни это доверие Богу в любых ситуациях. В любой ситуации важно полагаться на Христа, а не на людей или еще что-либо. И это главное. Всякий раз, когда мы сталки­ваемся с труд­ностями, мы так или иначе стоим перед выбо­ром: либо возложить упо­вание на Господа, либо стать заложником амбиций, сомнений, разочарований и недоверия Богу. Что мы выберем,  зависит от нас с вами. Важно  сосредоточиться на позитивном, довериться Богу и позволить Ему совершить нечто удивительное в нашей жизни.

Многие верят, что Бог может совершать в их жизни великое, но порой они сами становятся пре­пятствием для воплощения чудесных пла­нов. Никогда не говорите другим о том, что, по вашему мнению,  Бог хочет и должен сде­лать в их жизни. В случае с каждым чело­веком этот вопрос сугубо отдельный, интимный, касающийся Бога и этого человека. Лучше размышляйте больше о том, что Господь хочет совершить в вашей жизни.  Не нужно отчаиваться и сдаваться, идя на поводу у обстоятельств, потому что Господь действует, и все, что ни проис­ходит, будет содействовать вам ко благу. Позвольте Богу совершить через вас и вашу жизнь нечто, что выходит за рамки при­вычного и обыденного и Он совершит Свои чудеса.

Положитесь на Бога и будьте готовы уви­деть то, что Он будет делать в вашей жизни. Скажите Господу в молитве все, что есть в вашем сердце и признайтесь Ему в сом­нениях и недоверии.

Признайте свою нищету перед Богом и попросите Христа дать вам понимание того, как данная ситуа­ция послужит к вашему благу.

Спросите Его, с какой целью Господь допу­стил какую-то трудность в вашей жизни и Он обяза­тельно ответит и никогда не оставит вас в неведении.

Познавайте Его пути в своей жизни. Нужно очень внимательно слушать и вглядываться в то, что делает Господь в нашей жизни. Он призывает нас дове­риться Ему полностью, чтобы мы смогли отчетливо увидеть, что Он совершает в той или иной ситуации. Бог всегда говорит нам, но часто мы неспо­собны услышать. Иногда мы, пройдя через трудности, лишь спустя какое-то время начинаем осознавать, что все произошедшее было нам ко благу. Если бы Господь не допустил этого и ответил на молитву соответственно нашему ожиданию, мы бы потеряли что-то очень ценное и упу­стили важное в своей жизни.

 

Итак, в каких бы тяжелых обстоятельствах мы ни находились, Господь силен обратить все на наше благо. Мы должны быть уве­рены в этом, а мы часто приходим в отча­яние, когда позволяем трудностям воз­дейст­вовать на нас. И когда мы не видим ничего, кроме проблемы, мы не способны услышать Бога и увидеть то, что Бог намеревается уви­деть в нашей жизни. Но когда мы хотим услышать Бога и увидеть, как Он действует, Бог всегда идет нам навстречу. Он тихо и нежно говорит нам: дочь Моя, сын Мой, доверьтесь Мне, Я все совершу. Порой Он не говорит нам конкретно, что Он соби­рается сделать. Это происходит по той про­стой причине, что многие сказали бы Ему: Господи, только не это! Не допусти того, что Ты собираешься сделать. Бог не хочет откры­вать нам всего преждевременно, потому что знает, что может смутить нас. Бог знает, что лучше для нас, и иногда Он не говорит нам о Своих планах, потому что мы просто не поймем конечной цели Бога. Бог хочет, чтобы мы просто доверились Ему и ожидали, что Он совершит.

Знаете, что часто происходит? Бог хочет провести нас через какие-то обстоятельства и сделать что-то хорошее в нашей жизни, но мы даже не замечаем того, что Он делает. Мы не видим и не ценим того, что Бог сделал для нас через какую-то тяжелую для нас ситуацию. Мы не придаем значения тому, что Господь обратил что-то негативное нам во благо. Мы принимаем все как дол­жное.

Итак, мы должны уповать на Христа и сосре­дотачиваться в каждой ситуации на Нем, а не на том, что мы видим вокруг себя. Реальность может казаться ужасной, но за всем этим стоит рука Всемогущего Бога, который силен обратить все, что с нами происходит, нам во благо. Всегда помните, что говорится в послании Римлянам, 8-й главе.

«Любящим Бога, призванным по Его изво­лению, все содействует ко благу.»

 

Итак, мы всегда перед выбором: довериться Христу и позволить Ему действовать так, как Ему угодно, или потонуть в отчаянии, сом­нениях, разочарованиях и опустить руки.

Я хочу задать вам вопрос. Если бы была ваша воля, что бы вы изменили в своей жизни? Каждому, наверное, потребуется не больше секунды, чтобы ответить на него. Но я хочу задать вам этот же вопрос, но нем­ного по-другому. Послушайте: если бы вы точно знали, что Бог обратит в какой-то ситуа­ции трудности и переживания нам во благо, смогли бы вы Ему сказать: да, Господи! Я отдаю все в Твои руки, действуй так, как угодно Тебе. Смогли бы вы сказать Богу это?

Послушайте, если вы хотите, что­бы Бог могущественно действовал в вашей жизни, так, что вы будете только уди­вляться этому, вы должны раз и навсегда понять, что это станет возможным лишь тогда, когда вы будете полностью доверять Богу в любых обстоятельствах. Вы скажете: ну как же я могу это сделать? Вы ничего не понимаете, ведь я же никто в этом мире. Нет, вы ошибаетесь. Вы – личность! Задумайтесь, много ли людей в Римской импе­рии знали апостола Павла в то время, когда он был не в тюрьме, а проповедовал в разных городах империи?  Павел был известен определен­ным кругам в Ефесе, Коринфе, Филиппах, в крупных городах. Но большинство людей никогда о нем не слы­шали. Это верно и в отношении Иисуса. О Нем мало кто знал до того момента, когда Он вышел на публичное служение. Он был однажды никем. Его можно было назвать странствующим пропо­ведником, которых было много.

Так что, никогда не думайте, что вы незна­чительны в Божьем плане. Нам всем дана привилегия от Бога явить,  как суверенный, Святой и любящий Бог может действовать в нашей жизни, снаряжая нас духовно и делая способными отражать Его образ в каж­дой ситуации, позволяя Богу реали­зовать Свой план спасения в жизни многих людей.

В заключение мне хотелось бы сказать сле­дующее: возможно, кто-то из вас скажет, оглядываясь назад: да, старина Стенли однажды говорил это, но тогда я не верил. Но это не я, это Господь говорит сейчас вам. Самое главное, что нужно Господу, это то, чтобы в любой ситуации вы прибегали к Нему и говорили: Господи! Это так тяжело, мне очень трудно! Ноя отдаю все в Твои руки. Ты силен обратить это мне во благо. Сказав так, вы никогда не пожалеете, потому что Господь совершит такое, чему вы будете непрестанно удивляться.

Отец Небесный! Мы благодарны Тебе за Твою любовь! Мы не сможем никогда до конца понять ее. Она выше нашего пони­мания. Ты всегда превосходишь наши ожидания, и я прошу Тебя, чтобы каждый, кто сейчас слушает меня, доверился Тебе и позволил Тебе действовать через него, совер­­­шая то, что угодно Тебе.

Во имя Иисуса Христа. Аминь!